Kyiv Daily публикует разговор Ефима Маркова и Владимира Симоненко 1997 года о создании киевского джаз-клуба и первых лицах украинского джаза.
Володя, насколько я помню, сегодня исполнилось 35 лет со дня основания 1-го Киевского джаз-клуба, у истоков которого стоял ты. Собственно, мы с тобой и познакомились в джаз-клубе в сентябре 1962 года, когда он, поменяв очередное место дислокации, переместился в клуб книжной фабрики «Октябрь», где я участвовал в ансамбле базировавшегося там самодеятельного театра миниатюр МЭТИМ, которым руководил Яков Футорянский. То есть мы с тобой знакомы тоже уже 35 лет, но я попал в джаз-клуб не с самого начала. Поэтому мне очень интересно — что же было с самого начала? Как ты пришел к идее образования джаз-клуба, и вообще, как ты пришел в джаз?
– Увлечение джазом началось с 1956 года, когда мне в руки попался журнал «Молодежь мира». Затем, в 1957 году, я живьем услышал первый настоящий джаз-оркестр – это был оркестр Мишеля Леграна, прибывший на гастроли в Киев после Всемирного фестиваля молодежи в Москве. Под впечатлением от игры этого оркестра мы вдвоем с Вадиком Ильиным решили создать свой джаз-оркестр и обратились к Толику Железному. Он тогда обладал самой лучшей на то время коллекцией джазовых записей, и мы начали интенсивно у него ее слушать. Наконец, в 1958 году, мы собрали в ДК «Пищевик» «тройной» состав оркестра (2 трубы, 1 тромбон, 3 саксофона и ритм-группа) и сами начали писать оркестровки. Конечно, эта затея вскоре провалилась: из-за безграмотности руководителей оркестр быстро распался, оркестровки были примитивными – сначала весь оркестр играл тему в унисон, а затем каждый духовой инструмент играл эту же тему по отдельности. Естественно, это всем быстро надоело.
Этот урок пошел нам впрок и в этом же году мы вдвоем пошли «на обучение» к Илье Гассу в джаз-оркестр трамвайщиков при клубе КТТУ, в котором играли до лета 1959 года – я –на фортепиано, а Вадик – на аккордеоне. В то время там уже играло несколько «классных» музыкантов: тенор-саксофонист и аранжировщик Дима Дмитренко, трубач Толик Зинкевич (вскоре трагически погиб в Прибалтике). В конце 1958 года я предпринял еще одну попытку создать свой джаз-оркестр при ДК мотозавода, которая оказалась более удачной – этот оркестр просуществовал уже до 1960 года. Здесь начинал играть известный впоследствии трубач Юра Успенский.
А сам ты играл в малых составах?
– Конечно. С лета 1959 года я играл в различных ансамблях на танцплощадках. В 1960 году пришли ко мне Володя Медвейчук и Костя Ходос и стали уговаривать пойти к ним играть в ДК РАБИС, причем соблазняли электроорганом, в то время, может быть, единственным в Союзе, который они смастерили сами. Наш состав (Владимир Медвейчук – орган, Константин Ходос – гитара, Владимир Симоненко – ф-но, Олег Галишниченко – контрабас, Фома Ваксман – ударные) очень скоро стал популярным и имел много «халтур» на вечерах отдыха в самых престижных местах, таких как Художественный институт, Институт иностранных языков и др.
Но ты почему-то резко бросил играть в 1962 году. Я, в общем-то, оказался последним из живущих сегодня в Киеве, кто застал тебя играющим в ансамбле на ф-но. Помнишь, это был новогодний вечер 1962/ 1963 годов в кафе КПИ, где мы играли квартетом: ты – на ф-но, Эдик Тимчук – на кларнете, я – на контрабасе и совсем тогда юный Саша Христидис, которого я привел с собой – на ударных. У него тогда не было ударной установки и весь вечер он простучал палками по сиденью деревянного стула. Мне твоя игра очень понравилась – хорошее туше, грамотная импровизация. И вдруг после этого ты совсем перестал играть. Мы тогда были уже в джаз-клубе, очень много общались, слушали джаз в записях почти сутками. Тогда в разговорах несколько раз проскальзывали фразы, что нам никогда не достичь уровня американских джазменов. И чувствовалась в этих фразах некая горечь от этих мыслей. Мне почему-то казалось тогда, что это и стало причиной, по которой ты перестал играть, а я долго не решался об этом спросить.
– Да нет, конечно. Просто в то время, особенно в начале 1960-х, меня часто приглашали на работу в рестораны, а этому очень противилась моя мать. Возможно, если бы я пошел тогда по этому пути, вся моя дальнейшая жизнь могла сложиться по-другому.
Как и когда пришла мысль о создании джаз-клуба?
– Этот процесс начался с подшивки джазовых журналов, которую я купил у Толи Шилова. Там я наткнулся на сообщение о том, что в 1958 году в Ленинграде открылся первый в Союзе джаз-клуб. Не долго думая, летом 1960 года я поехал в Ленинград, где познакомился с председателем этого джаз-клуба Вадимом Юрченко, который рассказал об их структуре и формах работы. Осенью этого же года я поехал в Москву, где только что открылся городской «Хот джаз-клуб», и познакомился с его председателем Лешей Баташевым. С этого момента и стали появляться мысли о создании Киевского джаз-клуба.
Продолжая играть в ДК РАБИС, в 19650 году поступил в пед. Институт. В те времена на все вечера с нами ходило много наших постоянных почитателей – «фанов», из которых затем образовалось ядро будущего джаз-клуба. Мы иного времени проводили вместе, слушали музыку. Постепенно занятия в институте и эта просветительская деятельность все больше засасывали. Я стал меньше играть и больше думать об организационных вопросах. Наконец, в конце 1961 года наша инициативная группа решила, что пора создавать джаз-клуб. Мы пригласили Мишу Скуленко, в то время зав. редакцией радиовещания на заграницу, прекрасно знающего джаз, который и помог разработать устав джаз-клуба.
В январе 1962 года мы с Юрой Плужником и Виталиком Курликом пошли в горком комсомола в отдел молодежных организаций со своим предложением, которое было поддержано, и через неделю на заседании горкома было принято решение: «Создать городской джаз-клуб на базе ДК трамвайно-троллейбусного управления». Так 17 марта 1962 года открылся первый в Украине Киевский городской джаз-клуб, председателем которого был назначен Борис Шелунцов. В этот же день в мед. институте было проведено первое мероприятие клуба – прочитана 1-я публичная лекция о джазе.
В «Трамвайщиках» джаз-клуб пробыл всего несколько месяцев, затем его оттуда попросили и он переместился в ДК завода «Ленинская Кузница», где пробыл до осени. В сентябре он перебрался в клуб книжной фабрики «Октябрь», где пробыл до декабря. Здесь, собственно, мы с тобой и познакомились.
Точно. Когда вы пришли к нам на фабрику, я там был уже два года, начиная с 1961 года, и как актер и музыкант ансамбля участвовал в самодеятельном театре МЭТИМ (Молодежный эстрадный театр интермедий и миниатюр), которым руководил Яков Футорянский. В ансамбле были неплохие музыканты: Миша Гиткис – тенор-сакс, Дима Пятигорский – гитара, Валера Третьяков – аккордеон, ф-но, Валера Кузьменко – ударные, и я. Поскольку этот ансамбль джаз не играл, а я к тому времени уже успел им «заразиться» в трио с саксофонистом Леней Воронко и аккордеонистом Адиком Гордицей, то ко мне на фабрику приходил живущий напротив пианист Сережа Баранов и мы с ним дуэтом играли джаз до одури. Он тогда работал в институте биохимии научным сотрудником и конкретно ни с кем не играл. И тут, представляешь, вы со своим джаз-клубом заявляетесь к нам на фабрику! Это был просто поцелуй судьбы. Тут же к нам присоединился барабанщик Витя Калита и у нас сразу образовалось неплохое трио. Через пару дней, в том же сентябре, здесь состоялся 1-й концерт джаз-клуба, где участвовал состав джаз-клуба и наше трио. Так я стал членом джаз-клуба, и с тех пор, вот уже 35 лет, мы вместе с тобой идем по джазовой судьбе.
– А через месяц, в октябре, нас посетил вице-президент Польской федерации джаза Юзеф Вачков, перед которым выступило ваше трио, но с Ирой Деулиной на ф-но. Он был приятно удивлен уровнем вашей игры.
Ну да, если учесть то, что Ира тогда до нотки копировала игру Эррола Гарнера. Она его боготворила и даже собиралась ехать в Штаты, чтобы лично сказать ему, как она его обожает. И это в 1962 году! Через несколько дней после этого визита Витю Калиту призвали в армию и мы с Сережей как члены джаз-клуба влились в группу свободных музыкантов – членов клуба. Тогда был всего один постоянный ансамбль, составляющий ядро джаз-клуба – секстет, вышедший из «восьмерки» Юрия Братолюбова: Владимир «Чиж» Климков – труба, Марк Резницкий – альт-сакс, Борис Людмер – тенор-сакс, Вадим Ильин – ф-но, Зориан Хамистос _ контрабас, Лев Заляпин – ударные. Среди нас же сразу появился лидер – трубач Женя Яценко, который смог нас сорганизовать, в результате чего появился второй постоянный ансамбль джаз-клуба: Евгений Яценко – труба, Виталий Курлик – тенор-сакс, Юрий Семенец – флейта, Сергей Баранов – ф-но, Ефим Марков – контрабас, Борис Скоробогатов или Юрий Плужник – ударные.
– Да. А 14 октября, когда при Октябрьском ДК открылся городской клуб творческой молодежи, туда, как секция джаза, вошел и джаз-клуб и на открытии дал концерт, в котором участвовали оба состава клубных состава. После этого джаз-клуб провел еще 2 концерта (институт сварки им. Патона и пищевой институт им. Микояна), перед которыми Толя Шилов и я читали лекции о джазе.
Собственно, с тех пор ты уже сам участвовал во всех мероприятиях джаз-клуба и во всех остальных джаз-клубах. Так что все, что я могу тебе рассказать о первом джаз-клубе, ты и сам знаешь.
Нет, нет, продолжай.
– Ну что, 1 декабря 1962 года в кафе «Мрия», что по ул. Леонтовича, был организован молодежный клуб «Мрия» МКМ – 62, в совет которого, как студент, я тоже вошел, и там по вечерам начал работать квартет джаз-клуба в составе: Борис Людмер – тенор-сакс, Вадим Ильин – ф-но, Владимир Подгорецкий – контрабас, Виталий Мачулин – ударные, и с ним вокалистка Людмила Невзгляд. После открытия клуба сюда переместилась вся джазовая жизнь города. 9 декабря мной в кафе был организован джемсешн, в котором, помимо состава, работающего в кафе, участвовали вы, квартет Фили Брыля и вариант кафешного квартета с Женей Дергуновым вместо Ильина. Этот джем был записан Мишей Скуленко и затем по частям транслировался на США и Канаду. До 1963 года в кафе попеременно с квартетом «Мрия» работал ваш состав, которым руководил Женя Яценко.
Только с одним изменением – на барабанах уже играл 17-летний Саша Христидис.
– Точно. А в 1963 году, летом, из квартета ушли Боря и Вадик и он распался. До следующего лета туда сел сборный состав, в котором попеременно играли пианисты Вячеслав Новиков и Евгений Дергунов, флейтист Юра Семенец, басист Гена Лиман, барабанщик Эдик Ненахов. А летом 1964 года МКМ- 62 перестал существовать. Я же в 1963 году перевелся из пед. Института в университет на филфак, который окончил лишь в 1971 году т.к. с сентября 1964 года по ноябрь 1967 года служил в армии.
Вот и получилась полная картина первой волны нашего джаз-клубного движения, которой практически никто уже не помнит, кроме еще живущих самих участников этих событий. В следующий раз мне хотелось бы услышать именно твою версию бурной деятельности джаз-клуба второй волны этого движения, т.е. 1967 – 1969 годов, но уже в рамках Федерации молодежных клубов ФМК- 67.
– С большим удовольствием. До следующего юбилея.
17 марта 1997