Алхимия музыки Виктории Полевой

Симург

18 января в Киеве при поддержке S.T. ART Foundation пройдет концерт-презентация проекта «Український Квінтет» — в Национальной Филармонии прозвучат произведения легендарных укранинских композиторов Бориса Лятошинского, Валентина Сильвестрова и Виктории Полевой.

Пять украинских музыкантов, — Богдана Пивненко,  скрипка, Тарас Яропуд, скрипка, Екатерина Супрун, альт, Юрий Погорецкий, виолончель, Ирина Стародуб, фортепиано, — объединились для записи квинтетов Бориса Лятошинского, Валентина Сильвесторова и Виктории Полевой.

Запись была осуществлена при поддержке Украинского культурного фонда и отправлена во всемирно известный лейбл Naxos Records, издавший компакт-диск «Український Квінтет» (звукорежиссер — Андрей Мокрицкий, продюсеры — Дмитрий Яблонский, Татьяна Швед (Бескоровайная), проектный менеджер — Дарья Сипигина). Альбом будет претендовать на премию «Грэмми».

Композитор Виктория Полевая рассказала Kyiv Daily о своем «Симург»-квинтете — о том, как он «устроен», его музыкальной ткани. 

О «Симург»-квинтете. История птицы – сказочная, а Квинтет – очень системный, очень ясный, как высшая математика. Как это в тебе сочетается?

— Эти две вещи, сказочность и логика, по-моему, сочетаются прекрасно. Логика в сказках всегда совершенно очевидна.

Но она же — особенная.

— Особенная. И тем не менее, возьмем любую классическую сказку, и увидим, что все логические инструменты в ней присутствуют. Тут же (в Квинтете) на самом деле речь идет не о сказке, а об особом процессе. Симург —это символ пути, внутреннего путешествия —  он — об алхимическом преобразовании материи. Логика всех этих стадий очень четко присутствует от первого, Nigredo*, к последующим. Да, я взяла метафору  Симурга  как метафору поиска философского камня. И все стадии пути этого существа – это есть работа над «составом» собственной личности. С одной стороны, это музыкальная материя, с другой стороны — это духовная ткань живого существа. Симург – это символ освобождения от материального. 

Метафора?

— Метафора внутреннего развития личности. То-есть, вещество – это «я». Это – личная история. В композиции я все время работаю над собой, в мой музыке  нет других элементов. В любом случае, эта метафора не имеет внешних признаков, но я могу привлекать в свое повествование весь мир, все, что мне угодно. Могу не привлекать. 

Все вещества, мысли, душевные порывы, которые наполняют композитора Викторию Полевую – это ее мир и  явление этого мира слушателю?

—  Музыка — это мое самопознание.

И это не эгоизм, а поиск ответов на важные вопросы: как, например, жить?

— Ну… да. А еще наблюдение: как я меняюсь? Это, наверное, самое главное — что мной движет? Что я привлекаю себе в помощь, для того чтобы не погибнуть вместе с переменами? Потому что все стадии этого делания – перемены, причем трагические. Nigredo, albedo, rubedo…  эти переходы, – это же малые смерти, это наблюдение за  воскрешением, тут все понятно.

Это следование намеченному пути?

— Нет. Это очень важный момент. Какие-то механизмы работают в нас помимо нашего стремления. Я в процессе сочинения музыки начала распознавать эти механизмы – и это то, что я обозначаю стадиями Делания. Я уже давно заметила, что, когда я сочиняю музыку, во мне нечто  происходит.

То есть, вещество работает само по себе?

— Вещество в тебе работает в любом случае, отдаешь ты себе в этом отчет, или нет. Называешь все своими словами, или нет.

Это же очень больно – наблюдать за этими изменениями.

— Это и есть работа художника. Что еще делать художнику? На нем всегда «содрана» кожа. Он не просто это осознает, но и жаждет этого, иначе он не живет. Это его способ – жить сложной жизнью в себе.

«Симург-квинтет»  воспринимается как что-то очень спокойное, очень светлое и дающее надежду.

— Да, потому что я, безусловно, надеюсь и на совершенство, и на вспышку огня, которая возможна.

Вспышку чего-то божественного?

— Да. Вдохновения, на самом-то деле. Наверное, какие-то элементы мне доступны. Но каждое настоящее произведение – это заброс в будущее: заглядывание за горизонт, который все время отдаляется. Большое произведение – это всегда надежда на то, что все возможно.

Когда ты слушаешь свою музыку, какие чувства испытываешь?

— Я стараюсь не переслушивать свою музыку. Мне достаточно одного высказывания. Потом это – уже работа, я отдаю ее и отдаляюсь, меня в этом уже нет. Это как ребенок, которого ты отпускаешь, и он живет своей жизнью.

А как устроена эта внутренняя кухня? Что должно тебя наполнить наполнить для высказывания?

— У меня должно быть полное сердце. А чем оно может быть наполнено? Любовью или болью. Если оно не наполнено, нет смысла и приступать. Иногда какие-то вещи я слышу, но основное – не разум — сердце. 

Тебе нравится проводить время наедине с собой?

— Нравится, и я живу в одиночестве. Но это одновременно и тревожит. «Человеку быть одному – это может быть хорошо лишь на какое-то время». Музыка – это тоже система внутренних отношений.

Прокладывание мостов?

— У меня были и такие мотивы. Музыка – это мой способ изъясняться  в любви миру. Казалось, что на этот призыв я получу ответ, но это скорее всего, иллюзия. Но, знаешь, на самом деле, кто-то ведает «заполнением» сердца. Это — не моя забота и не моя ответственность. Это недавнее мое наблюдение: я поняла, что я в принципе не должна брать на себя ответственность за некоторые вещи – они все равно происходят.

*Алхимики называли производство философского камня великим деланием. Процесс состоял из трех стадий: разложения (нигредо), возрождения (альбедо) и окончательного совершенства (рубедо). Каждой из этих стадий соответствовал определенный цвет: соотвественно — черный, белый и красный.

Підтримайте нас, якщо вважаєте, що робота Дейли важлива для вас

Возможно вам также понравится

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься.