В «Сиротским Бруклине» два главных героя — детектив, страдающий синдромом Туррета и очень красивый Бруклин 50-х. Это фильм-нуар о коррупции и джентрификации, но главное: это кино плюс книга.
Что было в книге: главный герой Лайонел Эссрог страдает нервным тиком, обладает феноменальной памятью и безусловно предан своему шефу Фрэнку Минне, вытащившему его из приюта. Вернее — Лайонел один из горстки сирот, которых Фрэнк взял под свое крыло, чтобы они выполняли работу в его то ли транспортном, то ли детективном агентстве. Фрэнка убивают, и Лайонелу приходится стать настоящим детективом, расследующим это убийство. Перед смертью Фрэнк Минна произнес слово «Формоза» и что-то о «цветной девочке», которая может стать ключом к выяснению того, кто его убил.
Джонатан Летем родился и вырос в Бруклине, его отец был авангардным художником, а мать — политической активисткой. Летем учился в колледже Беннингтон (изучал искусство) с Бретом Истоном Эллисом и Донной Тартт. На втором году обучения понял, что предпочитает литературу (а не изобразительное искусство), бросил колледж и следующие 12 лет провел в Калифорнии, работал в книжных магазинах и писал свои собственные книги. В 1989-м Летем опубликовал свой первый рассказ. «Сиротский Бруклин» вышел в 1999 году, это был пятый роман уже состоявшегося и отмеченного множеством премий писателя.
Эдвард Нортон обратился к Летему с просьбой об адаптации сразу же после выхода романа. Премьера фильма прошла летом 2019-го. И началась личная история Нортона о коррупции, расизме, манипуляциях и жадности. Нортон сыграл главного героя, у фильма вообще звездный состав: Уиллем Дефо играет опального архитектора, Гугу Эмбата-Ро — активистку, Алек Болдуин — автократа, но о нем отдельно, Брюс Уиллис — Френка Минну, и каждый сыграл роль-шедевр, включая Брюса Уиллиса, которого убивают в самом начале.
Еще Нортон сместил временные рамки романа с 1990-х на 1950-е годы и создал историческую пьесу с отрезвляющим политическим резонансом, — наверное, он сделал то, что должен делать каждый уважающий себя режиссер, занимаясь литературой — прочел и забыл книгу. И снял свой собственный, сильный и вдумчивый фильм. И сам сыграл в нем так, что кажется это будет оскароносная роль — его герой подвержен внезапным лицевым тикам, заиканию и внезапным вспышкам — и Нортон идеально перемещается по этому минному полю, остается непредсказуемым, не становясь невыносимым.
Кино: Нортон написал сценарий фильма и объединил роман Летема с биографией Роберта Каро (The Power Broker). Алек Болдуин играет своего Моисея Рэндольфа по образцу «главного строителя» Нью-Йорка середины ХХ века Роберта Мозеса. Мозес возглавлял дюжину правительственных бюро, никогда не избирался, был известен больше, чем мэр или губернатор Нью-Йорка. В его честь названы мосты и парки, не только в Бруклине, во всем штате. Его видение и амбиции и сформировали большую часть современного Нью-Йорка. Складывая кусочки головоломки убийства Френка Минны, Лайонел Эссрог обнаруживает политический заговор.
Получилась стильная детективная история и наглядное пособие о том, как узаконенный расизм, коррупция и джентрификация сплетены вместе в обычной жизни и меняют облик города.
Это многослойный, страстный и тихий, дымный и точный фильм. Каждая сюжетная линия — продумана и закончена. Это жанровое упражнение с реальными персонажами снято на фоне такого красивого Бруклина, что и он — не просто фон, а действующее лицо этого фильма. Текстурный атмосферный Бруклин — заслуга оператора Дика Поупа, композитор Даниэл Пембертон написал к фильму причудливый джаз — то, что нужно для сопровождения расследования, время от времени музыка проигрывается назад, рифмуя, сопровождая синдром Эссрога.
Текст: Вика Федорина
Джонатан Летем. Сиротский Бруклин. — перевод М.В. Келер Анна Воздвиженская. М.: Иностранка, 2002, 512 с.
«Сиротский Бруклин» / Motherless Brooklyn
- США, 2019, 144 мин.
- Режиссер: Эдвард Нортон
- Авторы сценария: Эдвард Нортон, Джонатан Летем
- Оператор: Дик Поуп
- Композитор: Дэниэл Пембертон
- В ролях: Эдвард Нортон, Гугу Эмбата-Ро, Алек Болдуин, Бобби Каннавале, Уиллем Дефо, Брюс Уиллис