Как можно бежать и плести интриги? Напустили злобных карликов полный Кремль, назвали их именами города, двоих возвели в святые, потом разжаловали, но сами так этого испугались, что тут же лбы о брусчатку разбили: прости батюшка, американский бес попутал.
Говорят, «Смерт Сталина» — это не смешно. Правда, не смешно? Берия крадет у полумертвого, но еще полуживого Сталина ключи от сейфа с компроматом на соратников, находит нужную папку -– тоненькую папочку, одну на всех –- и выбрасывает в окно охраннику, чтобы потом бросить в лицо хрущевым-булганиным: у меня есть документы на всех вас. Помните? Зайков, бедный невинный Зайков!
Какой Зайков, Лаврентий Палыч!? Там за каждым десятки тысяч в подписанных ими расстрельных списках. Ни в какую папочку не поместится. Зачем вам Зайков, Армандо Джованни?
Может, и правда, не смешно – что они вообще понимают в советской истории и в русской душе? Хотя, похоже, что-то понимают. И не в том даже дело, что с поправкой на художественные условности, история рассказана довольно точно. Дело в карликах. Опять напустили карликов полный Кремль.
Алексей Никитин
Киев и Лондон вместо сталинской Москвы
В фильме Иануччи «Смерть Сталина» нет крамолы, которую ему приписывают. Троица ведущих актеров, которые играют Хрущева, Берию и Маленкова — Стив Бушеми, Саймон Рассел Бил и Джеффри Тэмбор — просто красавцы, они породили фантастическое, не буквальное, но карикатурное сходство с изображаемыми персонажами. Примечательно, кроме Ольги Куриленко здесь нет актеров-славян (Куриленко, кстати, из украинского Бердянска).
Совершенно согласен с замечанием Андрея Архангельского о том, что именно комедия в жанре черного юмора способна наиболее выпукло передать людоедскую сущность сталинизма, доходчивее, чем «серьезные» исторические картины. Буфф, бурлеск и гротеск лучше других средств помогли пересказать французский комикс, который лег в основу сценария.
Символично, что «Сталина убили в Киеве».
Я заметил полдюжины киевских локаций, самая яркая— бериевский НКВД, который разместили в Киевском горсовете на Крещатике.
В роли «Колонного зала Дома Союзов», известного всякому советскому человеку по громким процессам, концертам и собраниям, в котором «отпевали» Сталина, режиссер использовал один из павильонов киевской ВДНХ.
Это не случайно, это действительно образчики архитектуры сталинизма. Интересно, что вся сталинская архитектура Киева, показанная в фильме вместо оригинальных московитских объектов, была достроена уже после смерти Сталина, до Хрущевской оттепели.
Есть в фильме и киевский мост Патона, в самом начале кто-то куда-то по нему едет. Выглядит это забавно, фонари там сейчас со жлобскими светильниками-мыльницами, раскрашенными в жовто-блакитный. Компьютером их поправили, заменили на простые скромные фонарики, но при этом в ограждении проезжей части оставили современные отбойники, понятно, что в марте 1953 года их не было.
Когда действие происходит в квартире Василия Сталина, это некий полутораэтажный классицистический особнячок — фоном виден доходный дом, Т-образный в плане, традиционный, киевский, на его черной лестнице, торчащей во дворе прямо над входом в особняк, висит современный пластиковый балкон, таких уродцев сейчас в Киеве много.
Понятно, что в фильме обращаешь внимание на действующих персонажей, и фон остается фоном. Когда гусар-Жуков (Джейсон Айзекс) ведет Берию из каких-то застенков НКВД на судилище, его волокут через двор, в котором навалены дрова, стоит грузовичок, фоном — златоглавый собор. Это Трехсвятительская церковь Киево-Печерской лавры, известная каждому киевлянину. Во дворе Берию начинают мордовать, расстреливать и сжигать… Пытаюсь разобраться, где же в Лавре двор такой и где именно это снято, и понимаю, что двор не киевский. Если пригляделся, герои выходят в аккуратные застекленные двери, навес вокруг этого двора опирается на тонкие чугунные колонны, совершенно английские. То есть расстреливают Берию на хоздворе, найденном на окраине Лондона, а волокут по подворью Лавры.
Иначе говоря, имиджевые городские картинки сняты в Киеве, а когда речь заходит о качественных интерьерах, о показе заседаний политбюро в высоких кабинетах — все это снято в двух или трех локациях Лондона. Это английский классицизм и неоклассицизм, который естественным образом перекликается с неоклассицизмом сталинским.
Борис Ерофалов, 16. 03. 2017
- «Смерть Сталина» / The Death of Stalin
- Великобритания, Франция / 2017 / 106 мин.
- Режиссер: Армандо Ианнуччи
- Сценарий: Фабьен Нури, Армандо Ианнуччи, Дэвид Шнайдер
- Композитор: Кристофер Уиллис
- В ролях: Ольга Куриленко, Андреа Райзборо, Руперт Френд, Джейсон Айзекс, Стив Бушеми
Список киевских локаций фильма от линейного продюссора:
- Gonchara str.
- Train Museum Kiev
- Rear Green Building on Gonchara
- Suzirie
- VDNH
- Vozdvizenkska str.
- Philology Institute of Shevchenko
- Class C Khoryva str.
- Church roundabout
- Lyceum 100 Pokrovska str.
- Bratska str.
- Hrushenkoho str.
- Patona Bridge
- KMDA
- Lavrska str.