Хрусталев, бери документы!

The-Death-of-Stalin-3

Как можно бежать и плести интриги? Напустили злобных карликов полный Кремль,  назвали их именами города, двоих возвели в святые, потом разжаловали, но сами так этого испугались, что тут же лбы о брусчатку разбили: прости батюшка, американский бес попутал.

Говорят, «Смерт Сталина» — это не смешно. Правда, не смешно? Берия крадет у полумертвого, но еще полуживого Сталина ключи от сейфа с компроматом на соратников, находит нужную папку -– тоненькую папочку, одну на всех –- и выбрасывает в окно охраннику, чтобы потом бросить в лицо хрущевым-булганиным: у меня есть документы на всех вас. Помните? Зайков, бедный невинный Зайков!

Какой Зайков, Лаврентий Палыч!? Там за каждым десятки тысяч в подписанных ими расстрельных списках. Ни в какую папочку не поместится. Зачем вам Зайков, Армандо Джованни?

Может, и правда, не смешно – что они вообще понимают в советской истории и в русской душе? Хотя, похоже, что-то понимают. И не в том даже дело, что с поправкой на художественные условности, история рассказана довольно точно. Дело в карликах. Опять напустили карликов полный Кремль.

 Алексей Никитин

Киев и Лондон вместо сталинской Москвы

В фильме Иануччи «Смерть Сталина» нет крамолы, которую ему приписывают. Троица ведущих актеров, которые играют Хрущева, Берию и Маленкова — Стив Бушеми, Саймон Рассел Бил и Джеффри Тэмбор — просто красавцы, они породили фантастическое, не буквальное, но карикатурное сходство с изображаемыми персонажами. Примечательно, кроме Ольги Куриленко здесь нет актеров-славян (Куриленко, кстати, из украинского Бердянска).

Совершенно согласен с замечанием Андрея Архангельского о том, что именно комедия в жанре черного юмора способна наиболее выпукло передать людоедскую сущность сталинизма, доходчивее, чем «серьезные» исторические картины. Буфф, бурлеск и гротеск лучше других средств помогли пересказать французский комикс, который лег в основу сценария.

Символично, что «Сталина убили в Киеве».

Я заметил полдюжины киевских локаций, самая яркая— бериевский НКВД, который разместили в Киевском горсовете на Крещатике.

В роли «Колонного зала Дома Союзов», известного всякому советскому человеку по громким процессам, концертам и собраниям, в котором «отпевали» Сталина, режиссер использовал один из павильонов киевской ВДНХ.

Это не случайно, это действительно образчики архитектуры сталинизма. Интересно, что вся сталинская архитектура Киева, показанная в фильме вместо оригинальных московитских объектов, была достроена уже после смерти Сталина, до Хрущевской оттепели.

Есть в фильме и киевский мост Патона, в самом начале кто-то куда-то по нему едет. Выглядит это забавно, фонари там сейчас со жлобскими светильниками-мыльницами, раскрашенными в жовто-блакитный. Компьютером их поправили, заменили на простые скромные фонарики, но при этом в ограждении проезжей части оставили современные отбойники, понятно, что в  марте 1953 года их не было.

Когда действие происходит в квартире Василия Сталина, это некий полутораэтажный классицистический особнячок — фоном виден доходный дом, Т-образный в плане, традиционный, киевский, на его черной лестнице, торчащей во дворе прямо над входом в особняк, висит современный пластиковый балкон, таких уродцев сейчас в Киеве много.

Понятно, что в фильме обращаешь внимание на действующих персонажей, и фон остается фоном. Когда гусар-Жуков (Джейсон Айзекс) ведет Берию из каких-то застенков НКВД на судилище, его волокут через двор, в котором навалены дрова, стоит грузовичок, фоном — златоглавый собор. Это Трехсвятительская церковь Киево-Печерской лавры, известная каждому киевлянину. Во дворе Берию начинают мордовать, расстреливать и сжигать…  Пытаюсь разобраться, где же в Лавре двор такой и где именно это снято, и понимаю, что двор не киевский. Если пригляделся, герои выходят в аккуратные застекленные двери, навес вокруг этого двора опирается на тонкие чугунные колонны, совершенно английские. То есть расстреливают Берию на хоздворе, найденном на окраине Лондона, а волокут по подворью Лавры.

Иначе говоря, имиджевые городские картинки сняты в Киеве, а когда речь заходит о качественных интерьерах, о показе заседаний политбюро в высоких кабинетах — все это снято в двух или трех локациях Лондона. Это английский классицизм и неоклассицизм, который естественным образом перекликается с неоклассицизмом сталинским.

Борис Ерофалов, 16. 03. 2017

  • «Смерть Сталина» / The Death of Stalin
  • Великобритания, Франция / 2017 / 106 мин.
  • Режиссер: Армандо Ианнуччи
  • Сценарий: Фабьен Нури, Армандо Ианнуччи, Дэвид Шнайдер
  • Композитор: Кристофер Уиллис
  • В ролях: Ольга Куриленко, Андреа Райзборо, Руперт Френд, Джейсон Айзекс, Стив Бушеми

Список киевских локаций фильма от линейного продюссора:

  • Gonchara str.
  • Train Museum Kiev
  • Rear Green Building on Gonchara
  • Suzirie
  • VDNH
  • Vozdvizenkska str.
  • Philology Institute of Shevchenko
  • Class C Khoryva str.
  • Church roundabout
  • Lyceum 100 Pokrovska str.
  • Bratska str.
  • Hrushenkoho str.
  • Patona Bridge
  • KMDA
  • Lavrska str.
Підтримайте нас, якщо вважаєте, що робота Дейли важлива для вас

Возможно вам также понравится

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *