«Истина и есть звук»

София Губайдулина

24 октября день рождения Софии Губайдулиной, ее голос звучит в рубрике Игоря Померанцева

В XIX веке у человека сочиняющего была лучше позиция, потому что у них было полное впечатление, что они знают, как должно быть. И в этом смысле фигура Бетховена для меня показательна, он совершенно был уверен — так должно быть. И вот в ХХ веке никто, ни писатели, ни художники, ни композиторы не знают, как должно быть, у них совершенно другое мировоззрение. Никто из нас не знает и не может знать, как должно быть. Поэтому единственный шанс у нас идти вглубь себя, вглубь своего подсознания и там найти какую-то эзотерическую истину. Думаю, что сейчас больше понимание, больший опыт слушания, больший, может быть, кругозор. У меня нет слишком больших иллюзий относительно прошлых веков. Мы говорим, что это было более счастливое время, то да се, а на поверку оказывается, что нет, я бы не хотела жить в том обществе. У меня было путешествие в Италию и там в заключении фестиваля был дан обед-концерт в королевском каком-то дворце, громадные столы накрыты, полно кормежки, очень много чего вкусного подавали. Все гремели вилками и ложками, говорили громко, а в это время шел концерт Телемана, Баха и Моцарта. Для меня это была абсолютно непереносимая обстановка. Я отлично понимала, что они сохранили традиции того времени. Это было абсолютное унижение музыки и музыкантов. Здесь накрыты столы, собрались сильные мира сего — это все были меценаты, их жены, празднично одетые, все в золоте, серебре, и музыканты перед ними были самого высокого ранга, очень хороший дирижер, играли замечательную музыку. И вот такое, я бы сказала, унижение музыки, музыкантов чавканьем. Я подумала: это ведь они сохранили традицию от прошлого. Живем мы хуже, может быть, чисто физически, но для меня это очень много значит — высоко поставлена музыка или низко. Важен статус музыки в мире. Если это есть, то можно и жить, если это теряется, то тогда катастрофа.

Радио Свобода

Слушатели, с моей точки зрения, бывают талантливые и бездарные. У меня был фестиваль, специально для меня сделали в Свердловске, теперь Екатеринбург, туда я приехала, было несколько концертов из моей музыки. Первый концерт — нормальное посещение, потом стало все больше и больше людей, на последний концерт нельзя было попасть. Так что я считаю, что это был выигрыш мой. И вот там в центре России я встретила абсолютно жаждущую публику, она жаждет нового искусства, причем такого чистого, не коммерческого и не официозного. А потом была встреча в консерватории, поэтому я просто могла вблизи видеть моих слушателей. У меня было полное впечатление, что это жаждущие, и мы из Москвы протянули им стакан воды. У меня было полное впечатление, что они пьют. Когда-то и в Москве тоже была такая же жаждущая аудитория, какая-то особая жажда, блаженны нищие духом. В то время многие говорили, что на Западе публика хуже, она не такая восприимчивая, как в Москве. С тех пор прошло время, я заметила, что на Западе, не только на Западе, но и на Востоке, я же в Японии была, например, в Амстердаме какая публика — это такое внимание, такой респект к искусству вообще. Очень интересно наблюдать за публикой: в некоторых странах громко аплодируют, кричат «бис», «браво», в других странах топают ногами, а в Амстердаме весь зал встает и аплодирует стоя. Это так потрясает до глубины души. Из всего этого опыта я заключаю, что, наверное, в прошлых веках реже были такие явления.

На меня очень повлиял Петр Николаевич Мещанинов, как-то я так всосала его концепцию, что в основе лежит именно боль музыкального материала

Когда Шёнберг размышлял о том, как организовать музыкальную ткань, внутренней потребностью было вовсе не теоретизирование, а попытка ответить на ту боль, которая существовала в самом музыкальном языке. На меня очень повлиял Петр Николаевич Мещанинов, как-то я так всосала его концепцию, что в основе лежит именно боль музыкального материала. Сама музыкальная ткань эволюционирует и требует от композиторов того или иного шага, и они интуитивно следуют повелениям, которые предлагает им данный этап эволюции материала. Причем эволюция эта происходит не прямо, а волнообразно. На взлете волны композитору диктуется самим материалом одна задача, в кульминации другая, на спаде третья. От этого зависят их задачи и тут уже неважно, что впереди — теория или практика, важно то, что они отвечают повелениям этого материала. Шёнберг, когда создавал свою систему… У меня полное впечатление, что весь этот период направлен к тому, чтобы растворить музыкальный материал и сделать его почвой для нового состояния, растворить, дематериализовать. То есть когда волна поднимается, то задача композитора материализовать, а когда она спускается, то задача композитора дематериализовать для того, чтобы нечто сформулированное, в данном случае гармоническое формулирование, вновь сделать живым и из этого создать почву для нового сонорного пространства. И вот этим занимался Шёнберг, когда он создавал теорию.

Очень много композиторов-женщин было, сейчас находят их партитуры. Такой активности, как в ХХ веке, все же действительно не было. Характерно то, что сейчас в консерватории приходит девочек больше на композиторский факультет, чем мальчиков. Заведующий кафедрой Московской консерватории Альберт Семенович Леман когда-то жаловался мне, что слишком много девчонок —уже нехорошо. Вопрос стоит очень остро, видимо: действительно ли может женщина заниматься в принципе этим делом. Если мне предложить две партитуры, то, пожалуй, я не отличу партитуру Иваны Лоудовой, моей чешской коллеги, моей подруги, и беру партитуру тоже композитора из Праги, моего друга, предположим, я боюсь, что я не отличу, потому что партитура Иваны — верх совершенства. Кроме того, я знаю таких замечательных женщин-композиторов как Уствольская, Фирсова, Гражина Бацевич. Если отвлечься от этого почти что детского инфантильного вопроса, кто лучше, кто лучше, мужчина – солнце, женщина — луна, рассматривать в каком-то более высоком плане, скажем, космическом плане, как, скажем, явление противоположностей, инь и ян китайское, может быть, та мужская культура, которая возникла со времен Конфуция, скажем, идет мужская культура, а до этого как раз была эпоха, когда очень большое влияние имело женское сознание. У меня такое впечатление, что может быть ХХ век приводит нас к такому высокому состоянию мужской культуры, когда требуется комплиментарное соединение с противоположным знаком двух различных сознаний, которые действительно различаются, я думаю, они различаются. Женщина хочет попробовать свои силы, видимо, в ней что-то клокочет, видимо, что-то не израсходовано. Я была на фестивале женщин в Гейдельберге несколько раз, я видела этих девочек, молодых женщин, у них какой-то блеск в глазах, какое-то выражение глаз жаждущее. Это серьезно — их желание сочинять. Это может быть требование самой культуры.

«Я, наверное, типичный представитель архаического сознания, где истина лежит не в материале и не за пределами материала, а я сама есть звук»

«Истина и есть звук»
На фото: София Губайдулина в Софии Киевской (октябрь 2012)

Новаторство для меня вообще мало что значит. Новости, мне кажется, лучше в газетах, а искусство, с моей точки зрения, должно было бы заниматься совсем другими вещами, которые глубже, чем думать о новшествах. С моей точки зрения, нужно думать, что хочет музыка, сама по себе музыка, иногда она совсем не хочет новаторства. Я, наверное, типичный представитель архаического сознания, где истина лежит не в материале и не за пределами материала, а я сама есть звук. Когда я пришла к этой мысли, я вспомнила, что действительно и у Гегеля тоже архаическое сознание, например, связывается с символическим сознанием. Моя тяга к инструментальным символам как раз выдает меня.

У меня много исполнений сейчас — это действительно проблема. Как я к этому отношусь? Как к очень большой опасности. Это очень странно слышать, потому что я провела большую часть жизни почти без исполнений, с редкими исполнениями и всегда страдала от малого количества исполнений. Это было опасно для моей профессии, композитор должен обязательно себя слышать и чувствовать реакцию исполнителей, реакцию слушателей, наконец, получить критику обязательно — все это нормальная композиторская жизнь. Я долгое время была лишена этого и страшно тосковала. Но как ни странно, у меня было очень хорошее свободное состояние, очень креативное состояние свободы и неторопливости. Самое важное, что было — это даже в момент, когда такие негативные эмоции— возможность глубочайшей сосредоточенности. Теперь оказалось, что у меня очень много исполнений и очень много путешествий, и я этому очень рада, потому что я присутствую на репетициях, я вижу исполнителей, я учусь на этом, у меня очень большой импульс. Но сосредоточенность я теряю, поэтому я уже от многих путешествий, от многих исполнений отказалась, чтобы возвратить эту сосредоточенность.

Підтримайте нас, якщо вважаєте, що робота Дейли важлива для вас

Возможно вам также понравится

Евгений Рейн

85

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *