Один из самых востребованных скрипачей мира Валерий Соколов на время локдауна остался в Украине. Время от времени он играет в Киеве идеальные, умные камерные концерты, в которых совершенно очевидны и его удивительная техника, и музыкальная тонкость, и щедрость. Kyiv Daily говорил с Соколовым в перерывах между такими исполнениями.
Скрипка — это выбор, ответственность и подвиг родителей, или в вашем случае было иначе?
— Скрипкой я занимаюсь с пяти лет, по счастливой случайности — меня выгнали из балетной школы, и на место балета пришла Музыка.
В класс скрипачей меня взяли последним. А вообще родители хотели образовывать меня с творческим уклоном, и у них это хорошо получилось.
Балет остался в моей памяти как что-то родное, я слежу за тем, что творится в этом мире и собираю записи великих мастеров этого жанра.
Конвейер: школа-интернат, конкурсы… начался с детства?
— Знакомство с основным педагогом моего детства и юности Сергеем Анатольевичем Евдокимовым — известным на всю страну скрипичным педагогом (учеником крупнейших профессоров — О.В. Крысы, Б.А. Которовича и Б.Д. Каськива) привело меня, девятилетнего в Харьковскую школу-десятилетку.
С этого момента начался серьезный этап развития, я стал серьезно работать. Конечно, благодаря усилиям моих родителей, меня постоянно заставляли заниматься.
О конкурсах речь сначала не шла, но в скором времени и они стали вырисовываться.
В это же время в Киеве росла целая плеяда прекрасных молодых скрипачей, существовала некоторая конкуренция между двумя городами — что становилось очевидным на двух серьезных конкурсах скрипачей в 1990-е годы. Конкурс имени Богодара Которовича проходил в зале Харьковской десятилетки.
Я слушал эти состязания с огромными интересом и принимал участие во втором конкурсе, на этом этапе очень сильно вырос — был самым младшим участником в старшей группе и исполнял трудный для своего возраста репертуар.
То есть, звездная скрипка Валерий Соколов — это подвиг родителей?
— Да — фундамент карьеры и творческая спонтанность закладывались в возрасте, когда я был полностью в родительском поле зрения и работал много часов в день.
Нормальное детство в просветах между Школой-интернатом и Школой Менухина у вас было?
— Безусловно, было. Лето я проводил у бабушки в Черкасской области, колесил там на новом велосипеде, который получил в подарок от родителей после Третей премии на конкурсе Ярослава Коциана в Чехии в 1998-м. Дома, в Харькове всегда имел отношение к спорту: отец всю жизнь занимается фехтованием, я играл с футбол и катался на горных лыжах.
Учились нормально?
— Со мной происходило то, что недопустимо на Западе. Видимо, в этом и был секрет моего раннего развития. Я был на индивидуальном плане обучения — для возможности регулярных скрипичных занятий с 10-ти до 14-ти лет.
Моим домашним обучением занимались родители (отец прекрасно разбирается в науке и в литературе) плюс каждую неделю я получал по пять уроков по скрипке, дома у своего педагога.
То есть — только профессиональное образование. Физику и ботанику не знаете?
— Я ходил в школу на эти предметы, с 14 лет (до 19-ти) регулярно посещал занятия по ним в Англии — там не существует индивидуальных планов занятий. Так что все естественные и точные науки, а еще историю и историю искусства, и языки, конечно же, я знаю.
Никола Бенедетти, ныне знаменитая скрипачка, вместе со мной познавала науку вне скрипичных дел — мы сидели за одной партой с 14 лет.
Когда мы учились, в нашей школе было 58 детей и все — невероятно интересных международных корней.
Благодаря дружбе с соучениками я побывал в гостях в Тунисе, в Голландии и в разных частях Великобритании.
Во время обучения в Школе имени великого Иегуди Менухина я был под постоянными вниманием и окружен хорошим отношением семьи Мэтра — его дочь Замира от первого брака и ее муж, археолог и истинный англичанин Джонатан Бенталл, и сын Иегуди — выдающийся музыкант Джереми Менухин, а так же их дети, оказали на меня невероятное влияние. Мы общаемся по сей день.
В моей коллекции имеются раритетные фотографии молодого Иегуди во время первых мировых турне в 1930-х годах, подаренные мне Замирой Менухиной.
В марте 2003 года, на ежегодный День памяти основателя, к нам в школу приехал близкий друг Иегуди — французский режиссер Бруно Монсенжон.
Я помогал Бруно с переводами, и он попросил меня сыграть ему «Балладу» Изаи. С тех пор, — уже 18 лет, — мы с ним дружим.
Бруно «поставил» меня на музыкальную карту мира, предоставил возможность записать первый диск, который вышел в 2003 году и познакомил с глыбами мирового музыкального бомонда. С 17 лет я был внутри очень особенного круга, вдохновлялся музыкой постоянно. Одно из самых сильных музыкальных влияний на меня оказал дирижёр Геннадий Рождественский.
Помните первое ощущение триумфа и первое ощущение провала?
— В нашей профессии так называемые триумфы — это результат многолетней кропотливой работы, а от неудач никто не застрахован. Но я стараюсь сохранять спокойствие, даже в случае стратегических неудач.
Были этапы вхождения в круг карьерных перспектив. Были моменты ощущения отсутствия направления.
Иногда приходилось делать резкие и внешне — немного опасные движения для улучшения собственного музыкального развития но, как показал результат — это было необходимо.
В качестве примера могу привести два случая: первый — это отказ от фильма Бруно с концертами Чайковского и Бартока, навредивший мне в карьерном плане и во взаимоотношениях с компанией EMI Classics, но не в музыкальном плане — так как я очень точно понимал, как надо делать, чтобы было не стыдно.
Второй случай произошел, когда мы расстались с великим импресарио нашего времени, с которым я проработал восемь лет — помню ощущение опасности остаться на улице. В результате — не менее серьезная организация Асконас Холт проявила ко мне интерес и взяла под своё крыло. Интересно, что потом это привело к такому же движению и других артистов высокого калибра.
Я ни секунды не жалел ни об одном из этих решений!
По сравнению с ними провалы на конкурсах (я считаю что конкурсы это важно, но в плане музыкального бизнеса провалы или победы на состязаниях разного уровня впоследствии перестают кого-либо особо интересовать) — это просто творческая биография музыканта.
Триумф посетил наши ряды в Бухаресте в 2005 году, когда я получил Гран-При на конкурсе имени Джордже Энеску. Уникальный музыкант, скрипач и композитор Энеску был главным учителем и ментором Иегуди Менухина! Так считал сам Менухин.
Вы привезли свою лондонскую учительницу Наталью Боярскую в свою же харьковскую школу. Почему вам это было важно?
— В рамках моих проектов 2010–2011-х годов в Харькове проходили мастер-классы Натальи Боярской. Ее приезд был связан с фестивальной программой и, благодаря спонсорам, дети получили бесплатную неделю уроков с прекрасным педагогом.
Временной скачок — ваш проект «Соколов плюс» с Виталием Протасовым сейчас поставлен на паузу. Вы найдете силы к нему вернуться?
— Этот проект замечателен тем, что он стал прекрасной кульминацией нашего сотрудничества и дружбы с Виталием Германовичем Протасовым.
Благодаря его многолетней поддержке, а так же музыкантам из Национального Филармонического Оркестра, я все эти годы получал огромный опыт и играл всевозможный репертуар. Продолжение любых проектов такого рода зависит не от меня.
Виталий Германович много лет занимал должность директора оркестра Киевской филармонии, делал все возможное чтобы моя «скрипичная» жизнь в столице была плодотворной. С недавнего времени он стал свободным художником, и мы не в силах влиять на Филармонические проекты с участием Соколова и Протасова.
О вашем репертуаре. Встречи с какими сочинениями вы ждете?
— Я очень жду встречи с камерными сочинениями, камерное музицирование в хорошем кругу коллег приносит мне искреннее удовольствие.
В Киеве у меня с этим проблем нет — меня окружают невероятно талантливые люди — выдающийся пианист Роман Лопатинский, не менее талантливый виолончелист Алексей Шадрин, целая группа струнников, таких как Наталья Кулеба, концертмейстер группы альтов НФУ.
Впереди у меня — много работы и узнавания камерной музыки.
А в симфоническом жанре я жду встречи с концертом Эдварда Элгара, и, как человек, проживший в Англии десять лет, думаю, что-то из этого получится!
Брамс или Шуман?
— Гарри Хоффман (американский виолончелист и педагог ) всегда говорит: «как я люблю Брамса»! Я с ним согласен, он и мне привил понимание, как это делать лучше, — уже 10 лет играю вместе с ним камерную и симфоническую музыку, и горжусь этим!
Шуман несколько дальше отстоит от меня и может чуть позже станет более близок, тем не менее, я играю и Шумана. Но больше, конечно же, Мсье Иоганнеса!
Копачинская, например, говорит: «Брамсу мне нечего сказать, а вот Шуману…»
— Вместо ответа я предлагаю дать адрес итальянской фабрики туфель, там делают достойную продукцию для сцены ….
Для того, чтобы говорить что-то подобное, надо заслужить право голоса. Хотя, знаю: ее влияние, безусловно, огромное. This is not my cup of tea (c)
Насколько сильно вам приходилось менять приемы, манеру игры в рамках одной программы, если вы исполняли музыку разных эпох?
— Это вопрос профессионализма и понимания, и ощущения стиля на самом высоком уровне. Для этого музыканту необходима большая общая культура.
Струнные квартеты раньше были народным музицированием, сейчас они — это сложная музыка, которая требует подготовленной публики. Действительно ли нужно готовить публику?
— Я рад, когда публика немного готова ко встрече с более сложным произведением и вообще в атмосфере концерта чувствуется накал, ожидание чего-то интересного — когда атмосфера правильная и соответствует тому, что сейчас прозвучит. Это помогает исполнителю.
Какие составы любите больше?
— Я люблю трио или фортепианный квартет.
Как вы думаете, квартет играть лучше с устоявшимся ансамблем или как в вашем случаем — с солистами?
— Играть с индивидуумами и очень интересно, и — проще.
С ансамблем сложно — нужны настоящее мастерство и понимание. Это серьезная школа — я такое люблю. В камерной музыке это слышно сразу — умеешь или нет!
Мне кажется, что на скрипачах лежит огромная ответственность перед собой и перед миром — им надо сыграть миллион шедевров. А у альтистов репертуар в разы скоромнее. Не проще ли становится очень-очень известным альтистом?
— Каждый уважающий себя скрипач или скрипачка должны знать альт и уметь играть на нем в ансамбле и вообще знать литературу — это полезно — и для музыки, и для физики.
Только важно не переусердствовать, а то может заболеть рука или шея — альты бывают огромные !
Расскажите о Лизе Батиашвили.
— Я познакомился с этой прекрасной скрипачкой и ее не менее выдающимся мужем, гобоистом Франсуа Лелё в 2008-м году.
С 2010-го по 2018-0й я жил по соседству с ними в Мюнхене, мы очень приятно соседствовали, Лиза включила меня в пару своих проектов — дружба с ними очень позитивно на меня повлияла, очень благодарен судьбе за такие встречи.
Лиза — эталон нынешнего времени и карьеры — она труженица и прекрасный человек!
Хочется, чтобы к нам (в Украину) заехали гении современности Леонидас Кавакос и Франк-Петер Циммерман — чтобы наши молодые таланты (а также педагоги) ознакомились с тем, как надо играть на высочайшем уровне. Я готов купить им билет бизнес-класса, если это потребуется!
Если бы вам пришлось выбрать одно произведение, чтобы познакомить с музыкой человека, впервые пришедшего на концерт, чтобы вы выбрали? Полюбит человек музыку или не полюбит — зависит от вас.
— Медленную часть скрипичного концерта Барбера — от нее веет неимоверной красотой.
Текст: Вика Федорина
1 коментар
Благодарю за все,чтоВы делаете для Киева.