Сергей Святченко — один из самых известных и влиятельных коллажистов в мировом современном искусстве. Он воплощает визуальное решение проекта «Київ – Берлін. На захист миру» и рассказывает Kyiv Daily о самом проекте, городской среде, коллаже и мире, который видит глазами художника.
О проекте «Киев—Берлин». Каковы были ваши задача и участие в этом проекте?
— Сценография проекта, выбор визуальных решений для показа нового альянса музыки и современного искусства. Мое участие и задача — в создании эффекта «эстетического удивления» (термин, используемый Сергеем Святченко в его работах).
Как выстраивалась смысловая цепочка — замысел визуального решения «Киев—Берлин»? Как это вообще будет выглядеть?
— В Берлине шла моя выставка фотоколлажей, посвященная архитектуре легендарного жилого комплекса Интербау 57. В Берлине меня принимало посольство Украины. На открытии выставки мне поступило предложение о проекте, где можно бы было использовать большую сцену Берлинской филармонии. Так начался проект «Киев—Берлин». Я надеюсь, что впервые моя световая инсталляция «Секретно» по мотивам Датского леса, будет соединена с симфоническим оркестром в белых одеждах. И искусство, и музыка будут восприниматься как единый художественный перформанс.
Вам говорит что-то особенное имя Максима Созоновича Березовского? Виктории Полевой?
— К сожалению, имя композитора Максима Созоновича Березовского я услышал впервые, творчество Виктории Полевой мне очень близко. Мы с ней любим творчество Андрея Тарковского, и это многое (если не все) объясняет.
Вы работаете под музыку? У вас есть любимые композиторы?
— Всегда работаю под музыку. Я слушаю в основном рок 1960-70-х (мое время) и авангардный джаз. The Beatles, The Doors мои самые любимые группы. Сейчас я начинаю работать над проектом иллюстрации (в коллажах) истории Датского рока в сотрудничестве с выдающимся фотографом Morten Rygaard. Это будут Wallpaper installations «LESS Paletten» Sergei Sviatchenko х Morten Rygaard для нового концертного комплекса.
Художник как практик — что должен уметь и что должен знать современный художник о мире и об искусстве?
— Художник должен уметь погружаться в процесс реализации своих идей каждый день, остальное — это работа для получения этих идей. Тоже каждый день.
Хорошее образование — залог интересной жизни. Должен существовать фундамент важного и вечного, а потом наступает такой же решающий для будущего период – поиск своего «голоса».
Следующий этап – почти затворничество, оберегание первой мысли. И много-много работы. Сидя, стоя, в движении, даже в общении. Не останавливаться. Что-то не получилось – отложить, не злиться, не искать виновных и огромное терпение.
Должен ли успешный художник быть менеджером? / И что вы знаете (думаете) об украинском арт-рынке.
— Должен. Сейчас этому учат студентов. Но понятие успешный художник трактуется по-разному. Для меня это возможность поделиться — с многими или немногими — тем, чем я живу в определенный период моей жизни (карьеры). Я почти всегда занимался тем, чем мне хотелось заниматься. Но были и годы, когда ответственность перед семьей ограничивала мои шаги в творчестве. Это естественно.
То, что я знаю об украинском арт-рынке отражает сложные годы становления самой Украины.
Вы начинали как революционер — Совират, «Новая волна», работа в издательстве «Ранок»…. вы изменились? Стали консерватором?
— Нет. Я всегда буду верить в утопии, в странные ответвления направленного движения, но я так думаю на основании того опыта что я имею. Противоречивость происходящего позволяет мне решаться на непредсказуемые шаги. Революции разрушают, а я продолжаю работать. В настоящий момент мы открыли в Дании первый в мире фестиваль современного коллажа, где триада «среда – человек – современное искусство» формирует эстетическую ЦЕЛОСТНОСТЬ – образ новой городской среды.
Если бы можно было вернуться к началу — тому времени, когда вы только начали заниматься коллажами, писать диссертацию… вы выбрали бы другой путь, допустим — классическая архитектура? Или монументальное искусство?
— Я фантазирую только о будущем. Контрафактический ход мыслей гоню прочь.
Что на вас влияет? (понимаю, что Тарковский, кроме него)
— Жизнь, музыка. Музыка как ни что другое имеет способность приподнятьcя над реальностью, начать мечтать и снова работать.
Что (какой опыт) вы можете назвать своей школой?
— Сейчас с группой датских кураторов и художественных критиков мы создали академию коллажа и сформулировали ее манифест. Моя школа и академии – научить людей воспринимать фрагментарность бытия как естественное состояние.
О прогнозах: мир искусства после карантина переместится в онлайн — виртуозные туры, экскурсии…?
— Да, а потом снова вернется в старые сложные иерархические структуры, замешанные на интеллекте и финансировании.
Ваш ответ локдауну — реконструкция исчезнувшей реальности, много работы, чтение…? — Много работы. Сейчас я работаю над идеей развития фестиваля современного коллажа LESS, где я являюсь основателем и креативным директором. Впервые система «Городская среда – человек – современное искусство» должна показать, как новый эстетический код может стать доступным и приятным для всех. Открытие прошло 19 сентября.
Вам важно как вы выглядите?
— Да важно. Хочу выглядеть счастливым!
Вопрос о поколении — вы ощущаете принадлежность (возможно, это не правильное слово — близость) к определенному поколению?
— Чувствую близость ко всем, кто делает что-то для меня интересное и ко всем, кто интересуется тем, что я делаю.
Где вы в системе координат от классики до постмодернизма (все же сюрреализм вас не описывает и не объясняет). В театре для Вас есть очень удобный термин — метатеатр. А в живописи?
— Я так много говорю о себе, потому что много о себе знаю. Знал бы больше о других – говорил бы о них.
Что вас интересует не как художника? Политика? Бизнес?
— Я вижу все глазами художника. И все интересует, но времени хватает только быть художником.
Детский вопрос: почему вообще коллаж? Каков был первый импульс.
— Коллаж как медиа обладает многими возможностями: работа над композицией, цветовым балансом, эклектическими и сюрреалистическими настроениями и применим для любых целей: стайтмент, анимация, Wallpaper installations, скульптура. Почему бы и не коллаж?
Какой (какие) главный совет вы подарили бы (жизненная мудрость в подарок) внукам?
— Хорошо учиться в школе и потом. Влюбиться один раз на всю жизнь. Ничего не ждать. Много работать.
Лев Толстой, покидая Ясную поляну, взял с собой Братьев Карамазовых. Что взяли бы с собой вы — не обязательно книгу.
— Об этом стараюсь не думать. Не хочу. Спешу жить. И брать ничего не буду — спешу отдать.