Сад, антропоцен, звук

Tender Plants

В августе в Одессе пройдет воркшоп-лаборатория Tender Plants, Kyiv Daily рассказывает, как и что это будет. 

Лаборатория звука Tender Plants  — это образовательная программа для молодых художников,  ее участники получат базовые навыки работы с современным искусством и звуком, обсудят практики слушания и создания site specific аудиоперформансов и инсталляций.

Лаборатория пройдет в Одессе, в университетском ботаническом саду (в сотрудничестве с Ботсадом и центром Muzeon),  участники будут учиться работать в диалоге с учеными (это знания и осмысленность)  и тренерами-художниками.

Термин «антропоцен» был придуман для обозначения эпохи, в которую человек стал главным двигателем изменений окружающей среды. Этим неологизмом описывают эпоху, в которой активность человека достигла настолько высокого уровня, что стала причиной биогеофизических изменений планетарного масштаба.  В наше время главный вопрос — как пережить антропоцен (шутка) — важно действительно знать не миф, а буквальное — что такое антропоцен, когда он начался, и почему мы этого не заметили, какие следы мы оставляем, и что найдут ученые будущего в геологических слоях Земли после нас. Понять и представить это нам помогут знания. А еще музыка и изобразительное искусство.

Говорит основатель проекта  Наталья Ревко

— В какой-то момент меня захватили вопросы антропоцена и возможности рассказа неантропоцентричной историй при помощи искусства. У нас появилась возможность организовать проект в Ботаническом саду университета, так мои интересы сошлись с локацией. С другой стороны, мы долго планировали сотрудничество с Алексеем Шмураком, и  в качестве художника, и в качестве лектора. 

Организация «Слушні речі» создана тремя людьми опытом  работы в институциях, фестивалях, разных культурных проектах. Это Мария Соцкая, Анастасия Бойченко и я. Цель у нас довольно проста: в Одессе практически отсутствуют образовательные программы, связанные с современным искусством, это грустно для города с мощной историей искусства. Мы подумали, что проекты, во время которых одесские художники (в том числе молодые), смогут общаться и взаимодействовать с художниками из других городов и стран, а также получать дополнительные навыки, знания и практики, могут подстегнуть развитие современного искусства в городе.  Мы хотим развивать комьюнити, которое может полюбить современное искусство, экспериментальные практики. На этот проект мы получили грант на развитие творческой молодежи House of Europe. В будущем будем продолжать делать воркшопы, резиденции для художников, кураторов, исследователей. 

И вне Tender plants мы определенно будем дальше работать с экологической проблематикой, не (вне)-человеческими историями. Скорее всего, это уже будут не растения, а экология Черного моря. 

Список команда менторов и лекторов воркшопа: нам повезло, что в Одессе есть кандидат наук биологии и ботаник, умеющий интересно рассказывать про растения — Владимир Немерцалов

Оксану Довгополову  я знаю давно, больше как специалиста в вопросах коммеморации и исторической памяти, и это прекрасное совпадение, она уже курировала проект, связанный с памятью и растениями. 

Ася Баздырева сегодня  наиболее глубоко работает с критикой антропоцена в Украине. 

Илону Марти пригласили, так как она работает со слушанием/в-слушиванием, обладает навыками и практиками, которые соответствуют  целям проекта. 

Почему музыка? Изначально, конечно из-за Алексея Шмурака, все-таки проект разрабатывали совместно. Но кроме этого, и это  важно —  звук и запланированные практики слушания здесь кажутся наиболее корректными и наименее инвазивными по отношению к саду, потому что это с одной стороны очень структурированное и цельное пространство, а с другой стороны — очень хрупкое. Мне кажется, что звук в этом случае —  хороший медиум. Если участники привнесут другие практики в проект, мы будем этому открыты. Со своей стороны  мы дадим инструменты и методы.

Композитор Алексей Шмурак 

— Моя роль в проекте, как я ее вижу: дать оптику музыки (академической и экспериментальной), в том числе и весьма альтернативных практик — практик говорения из травмы, из хрупкости и узвимости. Будем разбирать, что такое время и как музыка работает с памятью.

Акцент проекта позволит попробовать поделать неантропоморфное (по структуре и по материалу). Поэтому займёмся слушанием, вслушиванием, поиском и установкой неочевидных связей. Подозреваю и надеюсь, что тематика проекта позволит избежать нахрапистых, грубых решений и тем.

Учитывая, что это лаборатория, буду предлагать выйти за пределы привычных практик, то есть отнестись к этому проекту как к возможности легитимно сделать нечто необычное для себя. Равенство дисциплин и медиа. Будет, наверное, сложная дилемма между «сделать идеально и засветиться и удовлетворить свои ожидания» и «развиться, расти, повернуть».

Конечно, будет важная нетворкинговая функция, — люди из разных сред познакомятся друг с другом. Учитывая мой опыт проведения различного рода подобных ивентов —  как внутридисциплинарных (музыкальных), так и интер-, попробую занять аккуратную позицию, без шапкозакидательства, без усталого институционального цинизма. Посмотрим, получится ли.

Одесса для меня — город нежный, неагрессивный и мечтательный. Надеюсь на ауру города. Ну и команда собирается соответствующая, мне кажется.

Возможно вам также понравится

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *