Первый киевский «Тристан»

«Тристан»

Вагнеровская музыкальная драма впервые прозвучит в Киеве. Это невероятное событие. Даже если вы переслушали все прекрасные постановки и у вас есть твердые убеждения, вроде «настоящая» Изольда — это только Вальтрауд Майер (или Рене Папе). Сложно сосчитать, сколько существует в мире сценических трактовок этой оперы — консервативных, с воинами, кораблями и рыжими кудрями Изольды, современных, с лайнерами или вневременными, платоновскими пещерами. Почему постановка любой оперы Вагнера важна для театра, Kyiv Daily рассказала продюсерка концертного исполнения «Тристана и Изольды» в Национальной опере Украины, директорка по развитию аудитории Kyiv Symphony Orchestra Анна Ставиченко.

Предыстория постановки, состав участников и почему — Вагнер.

В марте подтвердилось участие Kyiv Symphony Orchestra в фестивале Musikfestspiele Königswinkel. Это новый фестиваль, посвященный музыке Рихарда Вагнера, в Германии, прямо напротив замка Нойшванштайн. Наш оркестр был приглашён участвовать в постановке «Тристана и Изольды». Это приглашение стало возможным благодаря Оксане Лынив, которая изначально должна была дирижировать постановкой, ей предоставили право выбрать оркестр, который, на ее взгляд, соответствует событию, и с которым она хотела бы работать. Лынив остановилась на Kyiv Symphony Orchestra. Таким образом, мы получили это приглашение. Мы едем в Германию с этой партитурой в конце сентября и сыграем два спектакля «Тристана» –  29 сентября и 2 октября – и симфоническую программу под управлением Оксаны Лынив – 1 октября. «Тристана» будет дирижировать Лотар Загрошек, легендарный дирижер и известный вагнеровский специалист. И состав там будет интернациональный, петь будут — Лиоба Браун (Изольда), Роберт Дин Смит (Тристан), Ханс-Петер Кёниг (Король Марк) — это все известные вагнеровские голоса, участники вагнеровских спектаклей на таких знаменитых сценах, как Байройтский фестиваль, Баварская государственная опера, Дрезденская Земпер-опера. 

Нас, оркестр, ждет очень серьезный состав именно вагнеровских музыкантов. И мы решили, что поскольку оркестр уже работает с такой колоссальной партитурой, было бы несправедливо не показать результат нашей работы дома, в Украине. Так появилась идея сыграть в Киеве. Естественно самая логичная локация для этого — Национальная опера. На концерт в Киеве мы привлекали украинских певцов, и это была принципиальная позиция: нам очень хотелось показать, что в Украине есть вагнеровские голоса. Вагнер требует и специфического мастерства, и опыта, и тембра, и элементарно — физических возможностей. Наши солисты — безусловные герои, в очень сжатые сроки работают со сложнейшей музыкой, с объемными партиями, и делают они это весьма успешно. Могу приоткрыть завесу: на репетициях (и со стороны оркестра, и со стороны солистов) все звучит очень хорошо. Уже 15 сентября будет возможность услышать, как могут звучать украинские оперные голоса в Вагнеровском репертуаре. Что касается дирижера, это Виталий Алексеенок, с которым наш оркестр уже работал, мы вместе делали концерт ко Дню Конституции, где Виталий дирижировал «Мазепу» Листа. Кроме того, он готовил с нами партитуру «Тристана и Изольды» для поездки в Германию с самого начала. Для него проект в Киеве – это его дебют как вагнеровского дирижера.

Полная версия оперы или купюры?

Купюры будут минимальные, мы стараемся сохранить все максимально в полном виде, и это еще один наш вызов. Хочется, чтобы украинская публика получила доступ к максимально полному представлению, о том, что собой представляет «Тристан и Изольда». 

Отбор солистов:  вагнеровские  голоса с хорошим немецким.

В постановке заняты настоящие вагнеровские голоса, нам в этом смысле повезло, потому что они в Украине есть, и мы смогли привлечь лучших из них. И да, хороший немецкий и хороший опыт работы именно с Вагнером тоже были важным критерием при формировании каста. У Александра Шульца (Тристан) немецкие корни, соответственно немецкий — это его родной язык, что весьма облегчает его работу с вагнеровским репертуаром. Шульца украинская оперная публика уже хорошо знает по проектам Одесской оперы. Он участвовал в постановках и «Тангейзера», и «Лоэнгрина». 

С Изольдой было сложнее, в Украине было тяжело найти певицу для этой партии. Но мы нашли Юлиану Баварскую (кстати, она сокурсница Александра Шульца), с 2002 года она живет и работает на Западе и развивает свою карьеру в том числе как вагнеровское сопрано. Она знает партию, так как страховала Изольду, при этом сама еще никогда не пела Изольду в постановке. То есть для нее это тоже будет дебют. 

Тарас Штонда, который исполняет Короля Марка, уже очень опытный, в том числе вагнеровский, исполнитель. Штонда поет Вагнера с успехом в Германии и в Швеции – в странах, где Вагнера исполняют очень много и очень качественно. Поэтому Штонда – это наш локомотив, если говорить об опыте. Например, Короля Марка он уже пел в Швеции.

Ставили ли в Киеве Вагнера, без купюр и всерьез?

Музыкальная драма «Тристан и Изольда» не звучала в Киеве никогда. Это подтверждают архивы театра. Звучали другие оперы: Вагнер в Киеве был исполнен даже при жизни композитора, это был «Таннхойзер» в 1882 году, за год до смерти автора. В конце XIX века здесь шли «Лоэнгрин», «Летучий голландец». Позже ставили «Валькирию», были «Зигфрид», «Нюрнбергские майстерзингеры» и потом был очень долгий перерыв, около 70 лет, и Вагнер вернулся в Киев только в 1994 году, когда был поставлен «Лоэнгрин», собственно он был последней полностью исполненной вагнеровской партитурой, которая звучала в Киеве. 

Что будет дальше, больше Вагнера и… разного Вагнера?

Очень бы хотелось, чтобы это концертное исполнение «Тристана» стало новым толчком интереса к Вагнеру. Причем, интерес уже есть со стороны музыкантов, которые хотели бы реализовывать свой потенциал в вагнеровском репертуаре в Украине. Есть интерес и у публики. Поэтому будем надеяться, что Вагнеру будут уделять больше внимания и сами украинские театры, ведь репертуар оперного театра без Вагнера теряет очень многое: потому что Вагнер — это всегда очень сложно, это дорого, потому что его оперы —  это всегда масштабные произведения. Вагнер требует большей работы. Вагнер требует певцов, оркестра, режиссеров и дирижеров, которые понимают и чувствуют это бесконечное течение мелодии, эту часто неочевидную действенность, которые в том числе присутствуют и в «Тристане и Изольде»… в общем, какого бы специалиста ни взяли, говоря о вагнеровском наследии, мы понимаем, что это —  особый срез оперного жанра. И все работающие с этим материалом должны хорошо владеть таким понятием, как музыкальный мир Вагнера. 

Будет ли транслироваться осенью постановка «Тристана и Изольды» из Германии?

На сегодня информации о трансляции нет. Поэтому можно призвать зрителей приехать на фестиваль и пережить большой вагнеровский опыт. 

  • Когда: 15 сентября, в 18:00
  • Где: Национальная Опера Украины, Владимирская, 50

ФОТО: Александра Злуницына

Возможно вам также понравится

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *