Юрий Гуржи: «Для этого я придумал термин «исторические ремиксы»

Юрий Гуржи

Песни из хипхоперы «Бандера» и мюзикла Who was Essad Bey? (Кто такой Эссад Бэй) 28 и 29 июня прозвучат в киевском PostPlay театре.  Это истории украинского националиста Бандеры и писателя Льва Нуссимбаума, прославившегося под именем Эссад Бэя, рассказанные (спетые) берлинским музыкантом Юрием Гуржи. 

Юрий Гуржи родился в Харькове, живет в Берлине. Он — музыкант, диджей, продюсер, лидер группы RotFront – Emigrantski Raggamuffin Kollektiv, автор музыки к театральным спектаклям и фильмам. Его график расписан, на вопросы Kyiv Daily Юрий отвечал между концертами  в Сербии, эти два дня в конце июня — редкая возможность услышать хипхоперу, мюзикл, dj-сет, клезмер и панк, немецкий дэнсхолл и балканский дабстеп. 

Кто для тебя Бандера? Какой период жизни показан (спет) в хипхопере?

— Прежде всего Бандера — важный персонаж украинской истории прошлого века, превратившийся в легенду, символ, миф, активно (пожалуй, как никто другой) используемый в пропагандистских целях. О нем и о том, что было сделано его последователями, говорить сложно, и поэтому  мне кажется, этих бесед стараются избегать. Проблема и в том, чтобы выбрать правильный тон….

Я попытался перенести свой рассказ в принципиально новый для этой темы формат — строго говоря, между Бандерой и хипхопом ничего общего, конечно, но может быть как раз поэтому хипхопера о лидере ОУН — неожиданная, но удачная комбинация. 

Предмет моего интереса — мифотворчество и попытки переписать историю, я для этого придумал термин «исторические ремиксы». 

Какие истории про Бандеру были для тебя референсом для оперы?

— Я ознакомился практически со всем, что мне удалось найти — в сети, во львовских книжных, в берлинских библиотеках. 

Самым первым импульсом что-то сделать на эту тему был детский комикс  «Бандера і я», случайно обнаружив его на полке книжного,  я обрадовался, подумал — вот неплохое начало, альтернативное приложение к учебнику истории. 

Пролистав его, понял, что на самом деле нет, увы, это никак нельзя назвать прогрессом. 

Какие персонажи кроме Бандеры в хипхопере есть еще?

— Персонажей как таковых, наверное, нет. В оригинальной постановке — на сцене, оформленной в виде боксерcкого ринга (опера шла в Maxim Gorki theater, примечание Kyiv Daily), был диджей (Урош Петкович) и мы с певицей и актрисой Мариной Френк, написавшей и исполнившей часть песен. В Киев я приезжаю один, такая разведка боем —  мне хочется понять, как этот материал будет воспринимать украинская публика, интересно ли вообще то, что берлинцы произнесли на тему Бандеры. 

Как прошли берлинские спектакли?

— На каждом спектакле, в самом вначале я, глядя в зал, видел очень (ОЧЕНЬ) напряженные лица. Потом…. начинались смешки, несмелые, один-два человека стабильно уходили, но в конце неизменно была долгая овация. Думаю, многим нужно время, чтобы определиться, как реагировать.

Как будет решен вопрос со сценографией в Киеве?

— Радикально. На сцене буду я один, за мной — экран, на нем — видео к каждой песне, сделанные прекрасным Николаем Карабиновичем. 

Вопрос про ненормативныую лексику — есть/нет? С детьми на «Бандеру» можно?

— Я пою в основном на английском. Ненормативной лексики нет практически. Будут переводы, но все же неплохо было бы понимать текст. Хардкор если и есть, на другом уровне. 

На каком?

— ….Например, цитаты из статей и речей деятелей ОУН по еврейскому вопросу.  Это  очень…. жестко.

Мюзикл Who was Essad Bey — это скорее просветительский проект, да? Чем тебя вдохновил Лев Нуссимбаум?

История жизни Эссад Бея (Льва Нуссимбаума) на фоне катаклизмов первой половины прошлого века — совершенно уникальная, возникло страстное желание о ней написать, рассказать ее другим.

Я музыкант и рассказываю истории в песнях, по-другому не умею

Эти вечеринки на Подоле — твое вечное возвращение в Киев?  Что ты здесь оставил, чем Киев важен и дорог? 

Я харьковчанин, в Киев впервые попал за месяц до отъезда в Германию, в 95-ом. Очень понравилось, с тех пор люблю возвращаться, в Киеве у меня масса друзей, мне тут всегда интересно. Очень красивый, очень живой город.

Будет ли у тебя время на dj-сет в этой поездке?

— Да, танцуем 29-ого там же, в PostPlay театре

Когда:

  • 28 июня — Песни из хихоперы «Бандера»; Песни из мюзикла Who was Essad Bey?, 19:00
  • 29 июня —  Подольская вечеринка: Gypsy, Jewish & Gay – outta (Ost) Berlin, 20:00

Где: PostPlay театр, Нижнеюрковская, 31


Возможно вам также понравится

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *