11 мая в Киевской филармонии при участии S.T. ART Foundation прошла премьера балета «Зеркало» Виты Полевой. Вспоминаем, как это было.
Сначала немного истории: примерно до второй половины XIX-го века музыка в балете была вторичной, упор ставился на танце, а сама музыка была простым заимствованием из танцевальных мелодий. Написание «музыки для балета» раньше было работой музыкальных ремесленников, а не мастеров. Критики Петра Ильича Чайковского, например, воспринимали его «балетную музыку» как нечто низменное. Весь XIX век композиторы работали в тесном сотрудничестве с балетмейстерами, часто просто выполняли их указания. Балетная музыка прожил большую жизнь — обросла лейтмотивами и лейттемами, циклической формой, психологизмом (даже драматизмом) образов….ХХ век подарил балетной музыке свободу, и если не самостоятельность (все же эта музыка стремится обрести движение, прикосновения, зримость), то — отдельную значимость.
В XXI веке, в Киеве с балетом «Зеркало» случилась совсем, совсем другая история — это не заказанная кем-то композитору Виктории Полевой партитура. Это — ее витальное высказывание, результат раздумий и опыта, положенные, перелитые в музыку. Радостно думать, что когда-нибудь на эту музыку будет положен танец.
Сияющую, отточенную значимость и фактуру этой музыки, весь этот таинственный шелест, и шорохи, и стуки увидели слушатели балета — увидели, потому что музыка на глазах обретала объем и драму, балет заставлял сопереживать себе, рвал (и согревал) душу. Вот вступают ударные, за ними — флейта, потом струнные. И все, вы представляете себе зеркала. Они выстраиваются в шеренгу, их отражения играют (танцуют) друг с другом от акта к акту, так, что пока длится музыка, зрители могут представить и увидеть в них собственное отражение. А потом музыка смолкает, балет окончен. Чуть позже смолкнут аплодисменты, зрители выйдут из зала, но взгляд из этого «Зеркала» по-прежнему будет обращен внутрь.
Вот что пишет о работе над «Зеркалом» композитор Вита Полевая, далее следуют рабочие цитаты:
…Свершилось.. репетиции, музыканты, концерт… в эту вещь ушла вся моя кровь. Взамен — только реальность музыки. И уж какая есть… Да есть ли вообще? И нужно просто смириться перед содеянным. Принять, не пытаться скрыться от этого живого зеркала. Только назвать: «Зеркало, Маленькая жизнь или просто Сны».
Просперо из Бури говорит : «Мы созданы из вещества того же, что наши сны. И сном окружена вся наша маленькая жизнь»
Переживаю очень сильное чувство. Это и потеря и пустота и ничто. Как после родов.
Это был год беспрерывной работы и отказывания себе во всем. Один из самых трудных и прекрасных, несмотря ни на что. Заканчивается сага. Любовь просияла и померкла. Но это была возможность вернуться на 27 лет назад. Пускай только во снах. Вновь ощутить зарождение ветра, звучание вольного воздуха. И я ее осуществила, позволила быть жизни сквозь меня.
Виктория Полевая. «Зеркало. Сны. Маленькая жизнь»
- 1. Дао
- 2. Легкое дыхание (воздух)
- 3. Сияние солнца сквозь дождь (огонь, вода)
- 4. Этюд парения (воздух)
- 5. Терновник (чудо)
- 6. Этюд иерихонских труб (звук)
- 7. Паломничество. Цветущий посох (чудо)
- 8. Невесомость (пустота)
- 9. Хождение по водам (вода)
- 10. Остров счастья (огонь)
- 11. Ода(зеркало Дао)
- 12. Этер. Чакона воздуха (эфир)
- 13. Танка. Каменная скрижаль (земля, камень)
- 14. Просто стук гэта (дерево)
- 15. Проповедь рыбам