Отражения и блики

«Зеркало»

11 мая в Киевской филармонии при участии S.T. ART Foundation прошла премьера балета «Зеркало» Виты Полевой.  Вспоминаем, как это было.

Сначала немного истории: примерно до второй половины XIX-го века музыка в балете была вторичной, упор ставился на танце, а сама музыка была простым заимствованием из танцевальных мелодий. Написание «музыки для балета» раньше было работой музыкальных ремесленников, а не мастеров. Критики Петра Ильича Чайковского, например, воспринимали его «балетную музыку» как нечто низменное. Весь XIX век композиторы работали в тесном сотрудничестве с балетмейстерами, часто просто выполняли их указания. Балетная музыка  прожил большую жизнь — обросла лейтмотивами и лейттемами, циклической формой, психологизмом (даже драматизмом)  образов….ХХ век подарил балетной музыке свободу, и если не самостоятельность (все же эта музыка стремится обрести движение, прикосновения, зримость), то — отдельную значимость. 

«Зеркало»

В XXI веке, в Киеве с балетом «Зеркало» случилась совсем, совсем другая история  — это не заказанная кем-то композитору Виктории Полевой партитура. Это — ее витальное высказывание, результат раздумий и опыта, положенные, перелитые в музыку. Радостно думать, что когда-нибудь на эту музыку будет положен танец.

Отражения и блики

Сияющую, отточенную значимость и фактуру этой музыки, весь этот таинственный шелест, и шорохи, и стуки увидели слушатели балета — увидели, потому что музыка на глазах обретала объем и драму, балет заставлял сопереживать себе, рвал (и согревал) душу.  Вот вступают ударные, за ними — флейта, потом струнные. И все, вы представляете себе зеркала. Они выстраиваются  в шеренгу,  их отражения играют (танцуют) друг с другом от акта к акту, так, что пока длится музыка, зрители могут  представить и увидеть в них собственное отражение.  А  потом музыка смолкает, балет окончен. Чуть позже  смолкнут  аплодисменты, зрители выйдут из зала, но взгляд из этого «Зеркала» по-прежнему будет обращен внутрь.

«Зеркало»

Вот что пишет о работе над  «Зеркалом» композитор Вита Полевая, далее следуют рабочие цитаты:

…Свершилось..  репетиции, музыканты, концерт… в эту вещь ушла вся моя кровь.  Взамен — только реальность музыки. И уж какая есть… Да есть ли вообще? И нужно просто смириться перед содеянным. Принять, не пытаться скрыться от этого живого зеркала. Только назвать: «Зеркало, Маленькая жизнь или просто Сны». 

Просперо из Бури говорит : «Мы созданы из вещества того же, что наши сны. И сном окружена вся наша маленькая жизнь»

Переживаю очень сильное чувство. Это и потеря и пустота и ничто. Как после родов. 

Это был год беспрерывной работы и отказывания себе во всем. Один из самых трудных и прекрасных,   несмотря ни на что. Заканчивается сага.  Любовь  просияла и померкла. Но это была возможность вернуться на 27 лет назад. Пускай только во снах. Вновь ощутить зарождение ветра, звучание вольного воздуха. И я ее осуществила, позволила быть жизни сквозь меня.

«Зеркало»

Виктория Полевая. «Зеркало. Сны. Маленькая жизнь»

  • 1. Дао
  • 2. Легкое дыхание (воздух)
  • 3. Сияние солнца сквозь дождь (огонь, вода)
  • 4. Этюд парения (воздух)
  • 5. Терновник (чудо)
  • 6. Этюд иерихонских труб (звук)
  • 7. Паломничество. Цветущий посох (чудо)
  • 8. Невесомость (пустота)
  • 9. Хождение по водам (вода)
  • 10. Остров счастья (огонь)
  • 11. Ода(зеркало Дао)
  • 12. Этер. Чакона воздуха (эфир)
  • 13. Танка. Каменная скрижаль (земля, камень)
  • 14. Просто стук гэта (дерево)
  • 15. Проповедь рыбам
Підтримайте нас, якщо вважаєте, що робота Дейли важлива для вас

Возможно вам также понравится

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *