Как заброшенный бювет между 57-й школой и «Киевпроектом» стал круглосуточной выставочной площадкой — рассказывают кураторы проекта «Джерело» Алина Клейтман, Богдана Космина, Никита Кадан, Леся Кульчинская.
Вы все занимаетесь разным — у вас разные практики, разные интересы — что для вас означает «Джерело»? На какие ваши вопросы вы ищете здесь ответы?
Никита:
«Джерело» — это то, что отличается от собственных практик каждого из нас. Место очень открытое улице. И это волечение большого количества большого количества новых авторов, за этим следует увеличения круга и создание нового сообщества. Это отличается от того, что мы делали на уровне методов, на уровне форм — однако темы те же. Насколько я знаю практику Даны, она постоянно занималась проблематикой современного города. В моей работе постоянно были темы ксенофобии, полицейского насилия. У Алины постоянно были эти смутные края гендерных идентификаций, подвижность идентичности. Но мы даем возможность рассмотреть эти темы с совершенно новых точек, по крайней мере с тех, с которых мы еще не смотрели.
Алина:
Как художник я всегда стремлюсь поделиться своим опытом. И в пространстве «Джерело» я, как куратор, стремлюсь поделиться свои опытом. Есть такие работы, которые я чувствую, что я должна и хочу показать. Со своим опытом зрителя, посетителя выставок я пришла к тому, что формат, когда ты можешь посмотреть работу в любой момент и в любой компании, никуда не заходить и не быть ничем связанным. Если идешь в музей или галерею, можно сказать, что это тебя (пусть минимально) — к чему-то обязывает. «Джерело» — это такой идеальный формат, когда чисто все сконцентрировано на том, что ты можешь просто прийти и увидеть эту работу.
Попробуйте дать определение «Джерелу» — это площадка, объединение, резиденция… — сколько составляющих и какие они?
Никита:
Это в первую очередь площадка, пространство показа искусства. Площадка уличная и прозрачная, то есть открытая аудитории, которая не выбирала смотреть на эти выставки. «Джерело» — как эксгибиционист, распахивающий плащ на улице. Это очень неожиданное место. Место, не спрашивающее разрешения.
Но оборотная сторона этого — то, что выбор работ требует большой деликатности, понимания и уважения интересов и потребностей этой разнообразной и стихийной аудитории, возможно, к каким-то опасениям, которые есть у прохожих, у людей, которых мы не можем знать лично, не встречали и не встретим.
Это — выставочная площадка, но она объединяет вокруг себя разных авторов и авторок, постепенно она выбирает из стихийной уличной публики свою аудиторию, создает своей круг. То есть, ее можно назвать точкой притяжения и поэтому, отталкиваясь от своей выставочной функции, оно может брать на себя и многие другие.
Кто за что тут отвечает — выставки, публичные программы, кураторские проекты…?
Дана:
Проектом «Джерело» как выставочной площадкой руководит кураторская группа «Сырая нора»: Богдана Космина, Алина Клейтман и Никита Кадан. С нами дополнительно работают еще два куратора. Кураторка публичной программы, которая включает в себя лекции, перформансы, тренинги — это Леся Кульчинская. Еще есть музыкальная программа, которая включает выступления современной украинской электронной сцены, которой занимается Глеб Кошуков. И так же у нас есть наш грантовый менеджер Катя Филюк, которая поддерживает всю нашу машину «Джерела» подвижной, весь наш проект. Эти люди являются самыми основным кураторами «Джерело».
Никита Кадан в первом цикле «Джерела» продумывал структуру цикла «Тела в городе», последовательности всего цикла, и заложил основу построенную на темах Экология визуального, Насилие, Труд и Гендер в городе. Он готовит для зрителей наши совместные кураторские тексты, является проводником через всю структуру и собирает наши задумки в артикулированные высказывания.
Алина Клейтман на протяжении последних четырех лет вела курсы в школе Виктора Марущенко по видео-арту и именно она предложила инновационный формат 24/7 и именно только видео-искусство. Богдана Космина — архитектор и занимается работой с наследием 90-х и приводит само здание из состояние руины в полноценный городской открытый бювет «Джерело». Пока это первая фаза проекта и «Джерело» — открытый для горожан источник искусства. Сохранение прямой функции очень важно а именно некоммерческой доступности к публичной постройке бювета. Во второй фазе проекта Богдана рассматривает возможности обновления системы водоснабжения и соединения источников искусства и воды воедино и бесплатно для города.
Леся Кульчинская на протяжении долгих лет работала в центре визуальной культуры где мы собственно и познакомились в далеком 2013 году с августа этого года Леся работает с нами в проекте «Джерело». С одной стороны Алина Клейтман и Богдана Космина совместно с Лесей придумывают перформансы а с другой Леся привносит авторские смелые предложения для публичной программы.
Глеб Кошуков — один из сооснователей аудио-художественного проекта, что объединяет методы современного искусства и охраны окружающей среды Biorhythm. В проекте «Джерело» Глеб разрабатывает уникальную программу и современного аудио искусства и формирует лайн-апы всех наших открытий. Глеб проводит очень тонкую селекцию исполнителей так чтобы каждый и каждая аудиально выражали выставочные тематики. Как к примеру John Object выступал на открытии первой выставки «Кровь из глаз» (экология визуального) а Марьяна Клочко построила лайв драматургию на втором открытии «Все против вас» (насилие).
Но так же хотелось хотелось напомнить, что Алина Клейтман совместно с Лесей Кульчинской создает публичную программу, но именно Леся ее реализовывает.
Катя Филюк занимается процессом всего менеджмент дирижирования, и имеет невероятные опыт работы в «Изоляции».
Мы очень благодарны, что такой сильный кураторский-менеджерский коллектив создает нового качества выставочную площадку в городе Киев.
Леся Кульчинская:
«Коли Дана з Аліною запропонували мені стати кураторкою Публічної програми в рамках цих 4 виставок в «Джерелі», це була пропозиція, від якої неможливо відмовитися. Неймовірний простір, який заохочує до експериментів , і неймовірний кураторський склад, з яким дуже цікаво співпрацювати, фантазувати і ставити собі виклики. Ми від самого початку погодилися, що Публічна програма «Джерела» має виходити за усталені рамки. Для мене це надзвичайно цінна нагода випробувати нові формати, попрацювати з художниками, з якими не працювала раніше. Для мене важливо, щоб ця публічна програма зачіпала широкий спектр рецепторів: тут є події, які зачаровують, а є які провокують, якісь з них покликані вас підтримати, а якісь – розчарувати та змусити таким чином до переосмислень, десь ви можете прийти і відпочити від своїх турбот, а десь — навпаки, зробити над собою зусилля, щоб відкрити щось нове.»
Вы рассматриваете «Джерело» как некий цикл? Что будет в конце (и будет ли завершение)?
Алина:
«Джерело» — это в первую очередь здание, это оно так называется. Проект, который мы сейчас открыли, он называется Dzherelo One и вот сейчас проходит цикл выставок, объединенный темой «Тела в городе», в который входит четыре выставки. И в дальнейшем мы будем работать форматами каких-то отрывочных событий или выставочных циклов. А на счет того, что будет в конце: сейчас мы настроены сделать это устойчивым городским источником вдохновения, возможности пережить тет-а-тет контакт с искусством и для кого угодно: для тех кто просто проходил мимо и для тех, кто пришел специально. Я не знаю, когда будет конец и когда будет завершение — точно не сейчас.
Дана: И никогда!
Алина: Да, и никогда.
Вы исследуете то, что волнует вас — или круг интересов «Джерела» шире? экология визуального, гендер, идентичность, что еще?
Алина:
Думаю, что руководствоваться таким понятием, как круг интересов мне достаточно тяжело. Я скорее оперирую тем, что есть некая такая флюидная масса тем и интересов, в которой каждый член нашей группы имеет определенную чувствительность к чему-то. И у меня есть ощущение, что мы говорим о каких-то вещах, которые сейчас актуальны. И это же всегда было задачей: чувствовать время.
Чем вы вдохновлялись, создавая «Джерело»?
Дана:
Я вдохновлялась и буду вдохновляться только тем, что мне нравится. Это проект, в котором я занимаюсь только тем, что мне нравится на 100 процентов и никак по другому. Думаю, наши посетители чувствуют что в «Джерело» мы все вложили много любви, которая его оживила спустя все эти 30 лет забытья.
Алина:
Во время создания «Джерела» в том виде, в котором оно существует сейчас, а именно — 24/7, видео, прозрачное пространство, я лично вдохновлялась локдауном и карантином. Я хотела придумать что-то такое, что будет абсолютно независимо и мы пришли к идее того, что именно вот такой формат позволит нам создать пространство независимое от всех карантинных ограничений, есть они, или их нет — не важно, это совершенно уникальные условия.
***
Осенью 2021 в бювете каждые две недели открывают новые выставки, в которых украинские и зарубежные художники исследуют различные аспекты взаимодействия человека и города. Проект финансируется УКФ.
Программа выставок:
прошедшие
- 18 сентября—24 сентября – выставка «Кровь из глаз» с работами группы MNPL и бельгийской художницы Орели Байяд
- 25 сентября—9 октября – «Все против вас»
настоящие-будущие
- 9–23 октября – «На работе скончаться»
- 23 октября—6 ноября – «Осень бинарности»