Франсуа Озон снял фильм-актуальное высказывание о католических священниках-педофилах.
И о Церкви, вернее церковной бюрократии, которая покрывает своих служителей (и не думает о милости для пострадавших).
Лионские крыши, главный герой (Александр Герен, женат, пятеро детей) пишет письмо церковным властям о том, что произошло с ним в детстве.
Фильм задумывался Озоном как документальный, это реальная история лионского священника Бернара Прейна, в 2016 году его обвинили в совращении нескольких десятков мальчиков из его прихода. В результате кропотливой работы со свидетелями Озон снял игровое кино, которое как газетный репортаж восстанавливает историю событий — с того момента как одна из жертв священника решает рассказать правду. Произнести эту правду, себе самому.
Озон снял кино, не похожее на все, что было у него до — никакой красоты, изысканности, шутливости (вспомним «Бассейн», «Ангел» и «Франц»)…. так могли бы снять американский фильм-расследование.
Только Озоновское высказывание не антиклерикальное, оно скорее об отвественности, за слабого — с этого чувства все и началось, Александр Герен узнал, что Бернар Прейна по-прежнему работает с детьми, и заговорил. И вскоре к нему присоединились другие. И пережившие травму, и менее сильные.
Иногда кажется, что это фильм-движение: Герен все время куда-то стремительно идет, расправляет плечи, на ходу надевает пиджак (или плащ) и движется, из дома в офис, из офиса — на прием к кардиналу. Идущий Герен — это такая метафора принятия решения.
И еще этот фильм о том, что мужчины имеют право на хрупкость. Мы как-то об этом забыли, и отказываем им в этом по идиотской советской привычке-присказке «мужчины не плачут». Почему? Кто это придумал?
Словом, «По воле божьей» — важное кино, и Озон совершенно справедливо получил гран-при Берлинского фестиваля в феврале этого года.
Текст: Вика Федорина
- «По воле божьей» / Grâce à Dieu
- Франция, Больгия / 2018 / 137 мин.
- Режиссер и автор сценария Франсуа Озон
- В ролях: Мельвиль Пупо, Дени Меноше, Сванн Арло, Эрик Каравака.
Post scriptum. Кстати, антиклерикальное кино сняли в 2018-м не только в Люксембурге, но и в Польше, и это очень хорошее кино — «Клир» Войцека Смажовски. Но оно — совсем другая история.