Арап Иосифа Второго

«Анджело»

«Анджело» Маркуса Шляйнцера о рабах и аристократах как актуальной политической истории.  Титульный фильм Недели Австрийского кино-2019 будет в нашем прокате с 23 мая.

Часть первая: начало XVIII века, некая европейская графиня выбрала для себя африканского раба —  крестила (Анджело) и облагодетельствовала — образованием, обращением, etc… Пока черный мальчик был мал, к  нему обращались, но не ждали ответа: диковинное существо, но надо же,  чудо как цивилизован! Когда он вырос, все равно остался чужаком, цивилизационной странностью — это будет показано в оставшихся двух частях. Желтые цифры на черном фоне отбивают главы жизни Анджело, как будто фиксируют кинохронику. 

А пока Анджело растет, становится  талисманом венского двора, с ним уважительно общаются… до тех пора он пока не решает жениться на белой женщине. Вывод простой: даже при королевском (окей, просто уважительном) обращении раб остается чужим. 

Фильм начинается «холодными» кадрами: с большого расстояния камера наблюдает, как груз похищенных африканских рабов выгружается на берегах Европы. Заканчивается точно же гаммой и панорамой похоронной процессии, но  это будет  фальшивый финал.

«Анджело» — изысканное, холодное и умное кино.  Шляйнцер  сдержанно и иронично пересказывает (очень свободно, не дословно) жизнь Анджело Солимана, африканца, проданного в венское придворное общество в возрасте десяти лет.  Прототип кино-Анджело, нигерийский принц Ммади — Анджело Солиман был подарен принцу Георгу Кристиану, имперскому губернатору Сицилии. После смерти принца Лобковица был взят в венскую семью Иосифа Первого, принца Лихтенштейна, потом стал наставником наследника Иосифа I. Солиман женился на Магдалене Кристиани, сестре французского генерала Франсуа Этьена де Келлермана, маршала Наполеона Бонапарта. 

А еще он был образованным человеком, другом австрийского императора Иосифа II, входил в состав масонской ложи «Истинная гармония» (в ее состав входили Моцарт и Гайдн).

А в фильме  вот что — мальчика выбрали  взамен  похожего, когда первый умер от лихорадки. Анджело стал любимым придворным мавром Габсбургов, а потом был изгнан (наказан  освобождением) за то, что женился на своей белой любовнице. А в конце долгой жизни его ждало повторное «атрибутирование»:  после смерти его тело забальзамировали, сделали чучелом и выставили для показа в  музее, в примитивном костюме, который никогда не носил при жизни. Был объектом наблюдения, им и остался.

Текст: Вика Федорина

  • «Анджело» / Angelo
  • Австрия, Люксембург / 2018 / 110 мин.
  • Режиссер: Маркус Шляйнцер
  • В ролях: Макита Самба, Альба Рорвахер.


Підтримайте нас, якщо вважаєте, що робота Дейли важлива для вас

Возможно вам также понравится

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *