«Анджело» Маркуса Шляйнцера о рабах и аристократах как актуальной политической истории. Титульный фильм Недели Австрийского кино-2019 будет в нашем прокате с 23 мая.
Часть первая: начало XVIII века, некая европейская графиня выбрала для себя африканского раба — крестила (Анджело) и облагодетельствовала — образованием, обращением, etc… Пока черный мальчик был мал, к нему обращались, но не ждали ответа: диковинное существо, но надо же, чудо как цивилизован! Когда он вырос, все равно остался чужаком, цивилизационной странностью — это будет показано в оставшихся двух частях. Желтые цифры на черном фоне отбивают главы жизни Анджело, как будто фиксируют кинохронику.
А пока Анджело растет, становится талисманом венского двора, с ним уважительно общаются… до тех пора он пока не решает жениться на белой женщине. Вывод простой: даже при королевском (окей, просто уважительном) обращении раб остается чужим.
Фильм начинается «холодными» кадрами: с большого расстояния камера наблюдает, как груз похищенных африканских рабов выгружается на берегах Европы. Заканчивается точно же гаммой и панорамой похоронной процессии, но это будет фальшивый финал.
«Анджело» — изысканное, холодное и умное кино. Шляйнцер сдержанно и иронично пересказывает (очень свободно, не дословно) жизнь Анджело Солимана, африканца, проданного в венское придворное общество в возрасте десяти лет. Прототип кино-Анджело, нигерийский принц Ммади — Анджело Солиман был подарен принцу Георгу Кристиану, имперскому губернатору Сицилии. После смерти принца Лобковица был взят в венскую семью Иосифа Первого, принца Лихтенштейна, потом стал наставником наследника Иосифа I. Солиман женился на Магдалене Кристиани, сестре французского генерала Франсуа Этьена де Келлермана, маршала Наполеона Бонапарта.
А еще он был образованным человеком, другом австрийского императора Иосифа II, входил в состав масонской ложи «Истинная гармония» (в ее состав входили Моцарт и Гайдн).
А в фильме вот что — мальчика выбрали взамен похожего, когда первый умер от лихорадки. Анджело стал любимым придворным мавром Габсбургов, а потом был изгнан (наказан освобождением) за то, что женился на своей белой любовнице. А в конце долгой жизни его ждало повторное «атрибутирование»: после смерти его тело забальзамировали, сделали чучелом и выставили для показа в музее, в примитивном костюме, который никогда не носил при жизни. Был объектом наблюдения, им и остался.
Текст: Вика Федорина
- «Анджело» / Angelo
- Австрия, Люксембург / 2018 / 110 мин.
- Режиссер: Маркус Шляйнцер
- В ролях: Макита Самба, Альба Рорвахер.