Человек-битбоксер, которого я знаю

Артур Хенри

Осенью в Киев приезжал швейцарский музыкант-битбоксер Артур Хенри. Он работает над циклом работ, посвященных звукам разных городов мира. В записи «Звуков Киева» принимали участие певицы Назгуль Шукаева и Катя Павленко, вокалистка Go_A. Kyiv Daily поговорил с музыкантом в сентябре. Интервью публикуется к выходу киевского сингла.

Артур, с чего начинается работа над «музыкой города»?

— Я – битбоксер. Мне всегда хотелось создавать электронную музыку, включая в нее органичные, естественные звуки. Потом я понял, что я хочу создавать электронную музыку с вплтним в нее звуков, которые создают другие. Моя первая идея была – путешествовать и использовать в музыкальной ткани звуки-воспоминания из этих путешествий, абсолютно любые — звон бокала, шипение тормозов машин, самолета в небе, стук колес поезда. Когда наступил первый локдаун, стало понятно: путешествия в прежнем виде маловероятно или невозможны. Тогда я попросил друзей присылать мне видео со самыми разными звуками, которые их окружают. Из этих звуков  стал создавать музыку. И тогда понял — это именно то, что нужно. Теперь моя цель – путешествовать, знакомиться в разных городах с разными людьми и открывать для себя город через звуки, созданные в этом городе — звуки-знания, звуки-впечатления других людей. Я провожу предварительный ресерч, прошу людей фиксировать для меня любые звуки, это их выбор. Они могут записывать абсолютно все, а потом все полученное я объединяю в музыку.

То есть, у вас получается целая сравнительная этнография — есть уже несколько городов — Лозанна, Берлин, Базель. Как вы решаете, как в итоге будет звучать каждый город? Киев ведь не может звучать как Базель или Берлин?

— Точно! Поэтому я изучаю звуки города через звуки, которые присылают мне жители этих городов. Метро во всех городах будет звучать одинаково, но люди запоминают  разные звуки, они по-разному фиксируют музыку, их цепляет разное — радует, раздражает, они ведут себя по-разному, и, соответственно, получается и разный результат. Плюс я ведь не просто записываю звуки, я всегда объединяю с видео, поэтому вы всегда звуки и слышите, и видите. Я заставляю вас вглядываться в город в то время, как вы его слушаете.

А как происходил ваш Киев – вам писали что-то друзья о нем? Как происходит вообще изучение и отбор городов?

Первый шаг — найти креативных людей в Киеве. Для этого я использовал свой инстаграм. Я смотрел на музыкантов, изучал творческих людей. Затем я спросил друзей, кого они знают в Киеве. Затем мой менеджер Стефан связался с посольством Швейцарии, которое помогло нам встретиться с интересными людьми.

В случае с Киевом это удивительный и очень точный выбор певиц. Так получилось, кстати, что только певицы, мужской вокал даже не рассматривался?

— На самом деле я связывался не только с двумя основными вокалистками, а с многими артистами, которые просто пели для меня просто пару нот — «ла-ла-ла» — и все, на этом их роль заканчивается. Вчера нам посчастливилось встретиться с мужским хором. В кадре будет комната, полностью заполненная поющими мужчинами. За счет этого мужского хора, возможно, в киевском сингле у меня будет задействовано гораздо больше мужчин. Зато на главные роли назначены женщины. Так что гендерный баланс будет сохранен.

Что вы знали  о Киеве,  до того, как стали с ним «работать»?

— Ничего. И это была главная причина, почему я хотел заниматься именно Киевом. Прекрасная черта моего проекта заключается в том, что я всегда очень много общаюсь и узнаю разнообразные факты о месте, куда приезжаю. Люди не только делятся со мной историей города, но и своими историями — прошлым, будущим, счастьем, войной. Они говорят о своих чувствах, о том, как проживают свою ежедневную жизнь. Это то, что мы, западные европейцы, не можем прочитать в газете или исторической книге. Поэтому в конце проекта я намного лучше узнаю город, чем любой ученый-эксперт.

Ваш проект выглядит как новый вид путеводителя:  в нем нет рекомендаций о том, что увидеть и где поесть, но совершенно отчетливо можно услышать город, влюбиться в него и захотеть прихать. Он будет издан отдельным сборником-альбомом?

Издавать что-либо не было моей целью, поскольку это все-таки электронная музыка и туристическим офисам больше нравится что-то более популярное. Но под своими видео я читаю что-то вроде: «Твои видео вызывают во мне ностальгию по месту, где я даже ни разу не был еще». И я действительно ощущаю, что это может стать новым видом путеводителя. В моих видео вы можете повстречаться с людьми почти вживую. Я считаю, что очень полезно, прежде чем куда-то поехать, ощутить близость с тем городом, в который собираешься.

Есть ли такой город, который вы бы не хотели таким образом озвучивать – то есть, вы знаете о его существовании, но он вам не интересен?

Не думаю, я считаю, что абсолютно каждый город может мне что-то классное предложить, я бы поехал в любой. В своем проекте я просто хочу показать разные культуры.

Какой будет следующий город после Киева?

— Стамбул.

Традиционный вопрос: чему вас научил этот проект?

Задавать вопросы незнакомцам и на самом деле интересоваться ими. Мне нужно было научиться довольно быстро чувствовать людей, у меня на каждую встречу есть минут 30 — мне нужно сделать так, чтобы они чувствовали  себя в кадре комфортно. Единственный способ это сделать – быть целостным,  быль любознательным, искренне интересоваться собеседником, придерживаться своих ценностей.

Вы в каждом городе ищите коллег – электронщиков, битбоксеров?

Поскольку я участвовал в нескольких всемирных соревнованиях битбоксеров, то, конечно, я знаю огромное количество битбоксеров по всему миру. И буквально в каждом городе на этой планете у меня есть человек-битбоксер, которого я знаю.

А в Киеве?

– Да. И даже в Рейкьявике был такой человек.

Кто он?

– IMBSFX.

Почему клавишники берут себе какие-то псевдонимы, которые, как правило, похожи на сложные шифры?

— Это правда, но есть исключения — я битбоксер, у которого нет псевдонима. Объяснения этому нет (улыбается).

Насколько я знаю, в классическом виде –  битбоксеры — это уличные музыканты. У вас есть серьезное классическое музыкальное образование?

Оба моих родителя – профессиональные музыканты. Я играл с большим количеством джазовых музыкантов, и таким образом обучился музыке.

Артур, что вам интересно в музыке: тембры, фактуры? Вокал, инструменты?

— Я чувствителен к голосам, потому я считаю, что человеческий голос дает очень много информации о том, кто мы такие. Но… каких-то четких предпочтений у меня нет. Я просто встречаю людей, прошу их воспроизвести некий звук — на чем-угодно и как-угодно. И они никогда не бывают одинаковы. Мы используем разные средства. Но на самом деле вещи, которые мы пытаемся выразить — одни и те же.

Когда можно ждать выход вашего сингла, посвященного Киеву?

— Сейчас как раз обсуждав это. Мы хотим, чтобы премьера состоялась в Киеве, возможно, на большом экране, а возможно, это будет большое шоу. Приблизительно говорим о весне 2022 года.

Текст: Вика Федорина

Підтримайте нас, якщо вважаєте, що робота Дейли важлива для вас

Возможно вам также понравится

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься.