Интеллектуальная страсть

Цветной архив

Сегодня вечером в основном здании Музея современного искусства Одессы открывается «Цветной архив» — выставка работ из собрания Евгения Деменка. Коллекции 15 лет, ее экспозиция займет два этажа. Евгений рассказывает о том, что увидят зрители.

Я не представляю свою жизнь без живописи. С пятого класса и до окончания школы я занимался в художественной студии Юрия Николаевича Вольского – во Дворце пионеров, который до того был и после того вновь стал Воронцовским. Рисование было всепоглощающей страстью, я старался рисовать всё свободное время. А настольными книгами были тогда иллюстрированные биографии Ильи Ефимовича Репина и Валентина Серова. Я читал их множество раз, начиная с любого места и восхищаясь картинами и рисунками. Всегда под рукой были каталог картин Одесского художественного музея, музея имени Пушкина в Москве и – спасибо маме, – цветной, прекрасно изданный каталог коллекции Арманда Хаммера. Ах, какой там Ван-Гог! Именно цветные репродукции работ Ван-Гога я повесил у себя в комнате первыми.

Мне повезло – будучи школьником, я смог неоднократно побывать в Третьяковской галерее, Пушкинском музее и в Эрмитаже. В обоих наших одесских музеях бывал десятки раз. И сейчас в любом путешествии, в любом городе и стране посещение художественного музея является обязательным пунктом.

Прошли годы, и другая страсть, – литература, – соединилась с любовью к живописи. Сейчас я пишу рассказы и статьи о художниках, делаю с ними интервью. В 2010 – 2012 годах мы с Евгением Михайловичем Голубовским выпустили три сборника «Смутная алчба», куда вошли шестьдесят интервью с одесскими художниками. После этого были опубликованы беседы с Ильёй Зомбом, одесским художником, давно живущим в Нью-Йорке, с живущим в Париже легендарным Николаем Дронниковым и целый ряд статей о художниках, так или иначе связанных с Одессой – начиная с Сони Делоне, Василия Кандинского и Давида Бурлюка и заканчивая Игорем Гусевым и Сергеем Ануфриевым. Потом круг расширился – я пишу о художниках русского и украинского авангарда, делаю обзоры европейских выставок.

Первые работы для своей коллекции я купил лет пятнадцать назад у замечательного одесского художника Андрея Герасимюка – я узнал о нём через общих знакомых. Прекрасные морские пейзажи и городские сценки – масло и акварель. Понемногу покупал работы одесских и европейских художников – для украшения дома. Но главным толчком для начала настоящего коллекционирования стало открытие Музея современного искусства Одессы. Его тогдашний сотрудник Дмитрий Банников – мой давнишний приятель – помог мне войти в круг одесских художников и коллекционеров. 

Любое коллекционирование – занятие интеллектуальное. Ты должен знать о предмете своего интереса всё. В коллекционировании живописи к этому нужно добавить хороший вкус. Сколько ошибок совершают начинающие коллекционеры! Сколько ненужного балласта есть почти в каждой коллекции… Хороший вкус, интеллект и страсть – вкупе с навыками сыщика, – основа хорошей коллекции. Да-да, хороший коллекционер может годами «идти по следу» нужной работы.  Или, например, исследование провенанса – научный подход тут зачастую соединяется с увлекательным чуть ли не детективным расследованием.

Цветной архив
Игорь Гусев

Безусловно, интересно покупать работу непосредственно у художника. Помимо тех очевидных преимуществ, что это дешевле и тебе не продадут фальшивку, – ты знакомишься с мастером, чувствуешь его энергию, узнаёшь его взгляды, интересы. Но не менее интересно, увлёкшись судьбой кого-то из известных или забытых художников прошлого, начинать исследовать детали их биографии и затем искать, покупать их работы. А ещё здорово неожиданно найти маленькое сокровище – работу известного художника или просто хорошую живопись – на барахолке. На нашей Староконке, флимаркетах в Вене, Лондоне, Париже.

Любая коллекция является отражением собирателя – его характера и даже темперамента, вкусов и предпочтений, его возможностей и среды, в которой он находится. Моя коллекция, в которой преобладают работы одесситов – не исключение. Она отражает мои увлечения тем или иным художником; некоторые увлечения прошли, некоторые, наоборот, окрепли. Конечно, более хладнокровный собиратель выстраивал бы коллекцию более системно – или «широко», по работе каждого знакового одесского художника за сто – сто двадцать лет, или «глубоко» – выбрав какую-либо тему. У меня так не вышло. Я собирал тех, кто мне нравится. Влюбился во Фрейдина — начал собирать Фрейдина. Влюбился в Гегамяна, Волошинова, Рахманина – начал собирать их работы. Продолжается это уже почти 15 лет. Хотя определённые предпочтения в жанрах всё же есть – например, «ню». 

Начав с одесских художников, я постепенно расширял круг своих интересов. В коллекции появились работы прекрасной киевской художницы Зои Лерман, крымских художников Рената Рамазанова, Фёдора Захарова, Александра Шабадея, парижского художника Николая Дронникова и берлинского Дмитрия Врубеля, чехов Людвика Кубы, Мирослава Голы, Вацлава Фиалы и других.

Со временем предпочтения стали связаны в том числе и с объектами моих исследований. Точнее, субъектами. Заинтересовавшись судьбой одессита Давида Видгофа, прожившего большую часть своей жизни во Франции, я приобрёл его работу. То же случилось и с Давидом Бурлюком, чью жизнь и творчество я изучаю уже много лет. Есть теперь в моей коллекции и его работы, и работы его сестры, Людмилы Кузнецовой-Бурлюк, которая была в начале прошлого века одной из лучших учениц Императорской Академии художеств и которую Валентин Серов приглашал совместно писать натуру, а затем на долгие годы она оказалась совершенно забытой. 

Цветной архив
Александр Ройтбурд

Если же говорить об одесситах, я рад представить работы любимых мною Олега Соколова и Александра Фрейдина, Валерия Гегамяна и Юрия Егорова, Валентина Хруща и Николая Шелюто и, конечно, многих моих друзей и знакомых: Игоря Гусева, Александра Ройтбурда, Сергея Ануфриева, Владимира Наумца, Олега Волошинова, Евгения Рахманина, Давида Беккера, Геннадия Гармидера, Владимира Стрельникова, Андрея Герасимюка, Елены Щёкиной, Александры Кадзевич, Ольги Котовой, Стаса Жалобнюка, Андрея Коваленко, Виктора Хохленко, Стаса Подлипского, Леонида Войцехова, Дмитрия Дульфана, Вадима Бондаренко, Инны Хасилевой, Натальи Лозы и многих других. 

Ряд работ был уже показан на выставках: «Работы Андрея Герасимюка» (Всемирный клуб одесситов, 2009), «Избранное из частной коллекции» (Всемирный клуб одесситов, 2009), «Обнажённая натура» (живопись и графика, Всемирный клуб одесситов, 2012, 2013), «Работы Зои Лерман» (Всемирный клуб одесситов, 2013), «Enfant Terrible» (Национальный Художественный Музей Украины, 2015; МСИО, 2015), выставке работ Олега Соколова в одесском Музее Западного и Восточного искусства (2016), «Кипрский дневник» (Всемирный клуб одесситов, 2016), «Вторая гастроль Давида Бурлюка» (Музей современного искусства Одессы, 2017), «Доитель изнурённых жаб. Давид Бурлюк как литератор и издатель» (Одесский литературный музей, 2017). 

  • Когда: 29 июня – 4 августа
  • Где: Музей современного искусства Одессы, ул. Леонтович, 5


Возможно вам также понравится

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *