«Успех не придет к вам, вы сами должны прийти к нему» — затертая фраза-мотиватор звучит на всевозможных тренингах, на которые заманивают наивных романтиков.
Одни хотят появиться на обложке Forbes, другие — предъявить свой потенциал окружающим, третьи зарабатывают на подобных «семинарах успешности». Легко ли стать миллионером в обычной жизни и каков алгоритм успешного человека? Универсального ответа нет, у каждого из нас собственные критерии успешности и границы дозволенного. Неизменными остаются только человеческие ценности. Именно об этом новый спектакль «Эклеры на миллион» в Театре на Михайловской.
Авантюрную комедию поставил основатель театра, режиссер Виталий Кино по пьесе драматурга Марины Смилянец «Люди Forbes», написанной лет пять-шесть назад. «Мы долго созревали, но осуществили эту постановку», — сказал режиссер Виталий Кино на премьере. Сюжет спектакля вот в чем: несколько абсолютно разных людей приобрели, за немалые деньги кстати, семинар от «американского миллионера», чтобы раскрыть для себя секреты успеха и стать богаче. Наивно? Да, но вписывается в украинские реалии.
Нетрудно догадаться, что лектор на самом деле не миллионер, сам висит «на крючке» и отрабатывает свой долг.
На фоне инфантильной веры каждого из участников семинара в свою мечту, происходящее на сцене напоминает шоу, в котором если не ты разводишь — «разведут» тебя. Только здесь нет конкурентов или победителей. Есть калейдоскоп вполне реалистичных, слегка романтизированных героев нашего времени. Всех объединяет не только желание быстро стать миллионером, но и мечта. Вернее, мечты. Один мечтает играть на сцене, другой — написать книгу рецептов красоты, третий — открыть кондитерскую с эклерами.
В роли тренера-«американского миллионера» Оскара в разных составах играют Артур Писковский и Егор Снегирь. В их исполнении это два абсолютно разных героя. Оскар Писковского — более уравновешенный, прагматичный, визуально — уверенный герой глянцевого типажа.
В исполнении Снегиря образ «гуру-миллионера» получился более меланхоличным и сентиментальным, и даже психологически напряженным. Образ Оскара раскрывается им сквозь призму совести и порядочности, которыми он обладает, просто пытается балансировать между светлой и темной сторонами этого мира.
Своеобразным катализатором для Оскара становится его бывшая воспитанница из школьного театрального кружка Ксения, ныне студентка журфака. Ее роль исполняет Дарина Клименко — романтично-лирическая героиня, образ которой является абсолютным антиподом материальным ценностям. Ксения задается вопросом кто же такой — успешный человек: имеющий миллионы или тот, кто пытается найти лекарства от рака.
Среди участников «семинара успеха» с элементом пародии выделяется образ Риты — экс-любовницы бизнесмена. В исполнении Ирины Шумской, несмотря на подчеркнутую эксцентричность, вычурность и манерность, актриса наполняет свою героиню неуемной энергией, жаждой к самосовершенствованию. Во втором составе ее играет актриса Полина Кино, она представляет зрителю другой образ Риты — романтичный. Да, с элементами пародии, но не переходит грань карикатурности.
Аристократичностью и легкой кокетливостью отличается героиня актрисы Юлии Волюм в роли Елены, женщины, ищущей себя во всем: в самореализации и любви. Ее активы — женственность и мудрость, она мастерски использует их в жизни. Для актрисы Юлии Волюм образ Елены — первая работа в театре на Михайловской.
Веселым и красочным получился образ Арсения — предпринимателя, роль которого сыграл Алексей Грудий (также эту роль исполняет Виталий Кино). Его персонаж излучает целый спектр чувств — от презрения и непонимания до сочувствия и сентиментальности. Образ, который раскрывается в ряде ситуаций, в которых он испытывает неловкость и растерянность.
Камертоном спектакля можно считать образ Севы — «смотрящего» парня «спортивной наружности». Трансформация его образа — от спортивного костюма к сорочке с «бабочкой» происходит поэтапно, и инструмент у него только один — словарь. Ранее незнакомые для Севы такие слова-понятия, — порядочность, дружба, правда, любовь, совесть, обрастают реальным смыслом для него на этом, казалось бы, липовом «семинаре». Таких как Сева в нашей стране миллионы, но пройти этот путь не каждому по плечу. Роль Севы красочно и азартно исполняет Даниил Кино, который через пластику, интонацию, мимику наделяет своего героя будущим и надеждой на преображение.
И наконец, самый колоритный образ «с перчинкой» — Платон, который позиционирует себя как травести-дива в ночном клубе, ведущий на вечеринках и свадьбах. Ему тут же возражает консервативный Арсений, мол, да кто это вообще заказывает?! На что Платон невозмутимо парирует: «Вы не поверите, но сколько раз я выступал для на наших политиков и депутатов». Вечеринки и шоу приносят неплохой заработок, а его мечта — открыть свое дело в сфере креативных индустрий. Через образ Платона в спектакле поднимается вопрос и про дискриминацию таких как Платон в нашем социуме, не все ведь к таким лояльны. Важно и то, что режиссер, и артист, исполняющий роль Платона, Владислав Сведенюк, создали аккуратный и органичный образ без вульгарщины и пошлости. Поэтому зритель воспринимает Платона очень тепло.
«Эклеры на миллион» — это история с хеппи-эндом во всех смыслах. С одной стороны, спектакль — это пародия на подобные «семинары-заманухи» для наивных мечтателей. С другой, это «семинар» про счастье и любовь, которые не зависят от банковского и счета и являются неконвертируемой валютой.
Ближайшие показы — 30 июля и 14 августа.
Текст: Ирина Голиздра
Фото: Илья Бел, Марина Курскиева