Путь паломников

Путь паломников

Или старая-старая дорога в Лавру. Материалы к одному историко-топографическому открытию.

ПАМЯТНИК ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА XI ВЕКА

Есть в Киеве заброшенная и не очень хорошо ухоженная дорога, об изначальном предназначении и прокладке которой мало что известно, но все признаки, как бы лежащие на поверхности (ибо кто видит?), позволяют говорить о впечатляющем памятнике градостроительства XI века. Это дорога из Старого Киева к новой христианской святыне, Печерскому монастырю, проложена по срединной террасе днепровских склонов. Длина ее от 1-й до 10-й станции составляет более шести верст – около семи километров, хотя по прямой «от пункта А до пункта Б» всего 5 км.

Почти все части этой дороги хорошо известны киевлянам, выгуливающим собак или прогуливающим себя. Это и терраса под Пейзажной аллеей, чудесно благоустроенная в прошлом году безымянными архитекторами под водительством известного городского головы Кличка. Это и дорожка, огибающая подножие Андреевской церкви, освоенная под вернисажи на открытом воздухе, и терраса под памятником Св. Владимиру, и серпантин под аркой «Дружбы Народов» и рестораном «Ривьера», и верхняя терраса некрополя Аскольдова могила, и дорожка через новый ландшафтный парк «Калиновый гай» времен Ющенко, и кое-что еще. Но что у них общего? куда они ведут? что их связывает в единое целое? – никаких комментариев нет. Однако есть наблюдения коллег-архитекторов о целокупности всей дороги, которые заставляют задуматься о происхождении этого рукотворного пути: Александр Всеволодович Колесников называет явление «160-я горизонталь». Но, как известно, всякая дорога ведет к храму.

ОБ ИСТОРИЧЕСКОЙ ТОПОГРАФИИ

Необходимость такого пути была предопределена тем, что Нижний город, Подол, и Верхний город – Владимира, Изяслава и Ярослава – в княжескую эпоху были сверх меры загружены бурной городской деятельностью, торговлей и строительством, более того – ограждены стенами. Дорога же монастырских паломников проходила по некой срединной хорде, не задевая стен ни Верхнего, ни Нижнего города. В пределах нынешних Липок и Печерска такое срединное ее расположение избавляло от необходимости перемещаться по берегу Днепра (со всевозможными осложнениями – осыпями, подмывами и пиратами) и по плато, где бурлила активная торговая и военная жизнь. Подтверждающее свидетельство о непроходимости в этом месте берега известного украинского историка Н. И. Костомарова, для возраста Пути совсем недавнее, относится к октябрю 1844 года: «Набережной по Днепру вовсе не было; берег от Подола под горою был буквально непроходим, и я, затеявши пройти по берегу с Подола с намерением добраться до Лавры, принужден был воротиться за невозможностью идти по косогору, особенно в дождливое осеннее время».

Самая северная часть Пути паломников полукольцом охватывала долину урочищ Гончары-Кожемяки и, судя по всему, до XI в. выполняла схожие паломническим функции, поскольку вела на аккуратную, почти игрушечную столовую гору Детинку с отвесными стенами – античный и раннесредневековый акрополь Киева. То есть эта часть дороги насчитывает не менее двух тысяч лет, возраст птолемеева Киева-Азагария (см. А+С № 3-4 ‘2012, с. 126-149 и № 1-2 ‘2018, с. 64-93).

Путь паломников карта

Акцентированное начало Пути паломников – перекресток Вознесенского спуска и Кияновского переулка возле церкви Св. Василия. Это место, назовем его станцией № 1, совпадает с расположением самых западных ворот дохристианского Киева – на горе Хорива (летописный Копырев конец). Паломнический путь плавно спускается по переулку на юг, достигая своей средней отметки, 160 метров над уровнем моря, и выходит на перешеек горы Детинка – главного святилища ветхого Киева. Очень важное место, так называемая станция № 2. Путь паломников, далее следуя террасой, расположенной ниже популярной сегодня Пейзажной аллеи, пересекает Андреевский спуск точно под горой-бастионом с Андреевской церковью. Это не менее важное место, станция № 3. Отсюда наши пращуры могли попасть на главную гору города, гору Кия (Замковая гора или просто Гора) и спуститься в «даун-таун», портовый город, Подол, а также подняться по увозу Боричеву (сегодня Андреевский спуск) к капищу-кладбищу, ныне по ошибке называемому Старокиевской горой (т. наз. город Ольги/Владимира с Десятинной церковью).

путь паломников

Соответственно, продолжение старого сакрального пути на юг, по склонам вдоль Днепра, к будущей Лавре стало возможным во время основания первого на Руси монастыря преп. Антонием в середине XI века, и необходимым – во время строительства здесь «Великой церкви», Успенского собора, в 1073-1078 гг. Именно этими годами с наибольшей вероятностью можно датировать прокладку Пути паломников, в целом сохранившегося до наших дней. Это масштабный памятник градостроительства, имеющий очевидные топографические и архитектурные привязки и границы. За тысячелетие существования пешеходной, прежде всего, трассы она неоднократно реконструировалась, укреплялась, получала всё новые подпорные конструкции, мощение, благоустройство, всё более проявленные узловые пункты (станции) в местах пересечения с дорогами-спусками и новые архитектурные акценты. 

СТРУКТУРА ДОРОГИ «ПУТЬ ПАЛОМНИКОВ»

Узловые пункты Пути паломников, его начало и конец, места пересечения с основными магистралями и точками, через которые можно на эту дорогу попасть, мы условно назвали «станциями». Всего таких станций десять, начиная с запада на юго-восток: 1) Вознесенский спуск; 2) выход на гору Детинку; 3) Андреевский спуск; 4) трасса Фуникулёра; 5) Владимирский спуск; 6) Петровская аллея; 7) спуск от виадука «вертолетной площадки» к ресторану «Курени» и Зелёному театру; 8) Днепровский спуск; 9) лестница от обелиска Славы; 10) Северные ворота Киево-Печерской лавры.

Ди-станция, насколько вы понимаете, это промежность между «двумя станциями». Дистанций между десятью станциями Пути паломников соответственно девять, в среднем от 0,5 до 1 км каждая:

I. КИЯНОВСКАЯ ДИСТАНЦИЯ

Путь паломников начинается от церкви Св. Василия (архит. Л. Скорик, 1998-2000) и спускается старинным Кияновским переулком к позорным кооперативным гаражам советского периода. Справа в глубине квартала остается «налоговая церковь» Св. Феодосия (архит. В. Ануфриенко, 2012-2013). Перед гаражами устроена смотровая площадка с балюстрадой в крымском стиле, отсюда открывается вид на новую застройку улиц Кожемяцкой, Дегтярной и Воздвиженской. После гаражей сквозь неухоженную хащу вы неожиданно попадаете в одно из самых мистических и узловых мест города – перешеек, ведущий на гору Детинку. Со стороны Верхнего города сюда спускается лестница, сквозь некую амбразуру, в середину которой неостроумно падает «луч света» в виде кучи неряшливого бетона, это современный «прожектор-инсталляция». Офисная пирамида над лестницей фиксирует расположение важного градостроительного узла (архит. В. Жежерин, 2006-2009).

II. ПЕЙЗАЖНАЯ ДИСТАНЦИЯ

От горы Детинки Путь паломников продолжается весьма пасторально и парково, однако через сто пятьдесят метров нас ожидает, пожалуй, самое необустроенное место всего многокилометрового Пути – относительно резкий перепад высот по голому грунту. Но вот засияли огни, и мы выходим к только что отреставрированной лестнице (проложена в 1940-е), спускающейся от Десятинного переулка и Пейзажной аллеи (которую в 1980-е придумал архитектор А. Милецкий) к улице Гончарной. Над «Десятинной горой» здесь доминирует Исторический музей (архит. И. Каракис, 1939). Далее по 160-й горизонтали всё как в сказке: смотровые площадки (панорама урочищ Гончары-Кожемяки, гор Детинки, Хорива, Щекавицы и Замковой/Кия), благоустройство, мощение, туалеты, расчищенные дворы и – выход на Андреевский спуск сквозь дом 1900 года постройки в стиле «славянский шкаф» (архит. Н. Вишневский) – точно в нужном месте, не нарушая трассы.

III. АНДРЕЕВСКАЯ ДИСТАНЦИЯ

Доминирующее событие этого отрезка Пути паломников – собственно Андреевская церковь великого Растрелли (1744-1754), воспроизводящая своими архитектурными объемами прямой (Иисусов) и косой (Андреевский) крест. Совсем недавно Андреевский бастион, что под церковью, в рамках реконструкции облысили, то есть полностью лишили древесной растительности. И совершенно зря, ведь ясно, что для панорамных прозоров древесные чистки необходимы, но не до такой же степени! (как в присказке: заставь дурака Богу молиться, он и лоб разобъет). Тем не менее, на этом участке, благодаря Андреевскому спуску, с городской активностью и плотностью событий всё в порядке. К тому же городской администрацией здесь затеяна реконструкция старой дороги, ее благоустройство и расширение удобными деревянными террасами. В общем, место обещает быть приятным во всех отношениях.

IV. ВЛАДИМИРСКАЯ ДИСТАНЦИЯ

Начинает свой отсчет с линии Фуникулёра, это территория парка Владимирская горка (вторая половина XIX века; памятник Св. Владимиру – архит. А. Тон, скульптор В. Демут-Малиновский, 1843-1853). Здесь на террасе Пути паломников очевидна общая для всех парков проблема, и особенно для парков на склонах: вроде бы и парковая планировка есть, но не хватает плотности «событий». Зачем людям спускаться на террасу, что ниже памятника Св. Владимиру? как сюда заходить и как эвакуироваться? где точки аттракции, кафе, туалеты, расчищенные смотровые площадки? Ведь в сторону Днепра и Подола всё в зарослях. И если мы продолжим свой паломнический Путь, то выйдем на автомобильный Владимирский спуск, пересечь который по 160-й горизонтали из-за движения не представляется возможным. Благо, строится пешеходный мостик (мостище) – нормальные герои всегда идут в обход. Проект моста см. в А+С № 3-4 ‘2018, с. 78-83.

V. КРЕЩАТИЦКАЯ ДИСТАНЦИЯ

От входной арки на лестницу (архит. М. Бобрусов, 1915) к Нижнему памятнику Крещения Руси Путь паломников проходит под самой большой в Киеве смотровой площадкой возле металлической радуги «Дружба Народов». Затем старая дорога идет под террасой ресторана «Ривьера», выдержанного в духе «домов прерий» Ф. Л. Райта (архитт. Н. Чмутина, А. Добровольский, Е. Сарнавский, 1936; А. Пашенько, 2005), и выходит к Петровской аллее, ниже по рельефу. В 1940-1970-е недалеко от «Ривьеры» активно работали еще две танцплощадки – «Жаба» и «Кукушка». Здесь же находится серпантинный спуск к Пешеходному мосту через Днепр. Это, пожалуй, самый расхоженный участок, если можно так выразиться, на всем протяжении Пути паломников – в некоторых местах проложено до десяти горизонтальных дорожек, дублирующих друг друга. Поэтому историческая трасса – «160-я горизонталь» – должна быть уточнена и выделена особыми знаками.

VI. МАРИИНСКАЯ ДИСТАНЦИЯ

Это самый длинный и, как ни странно, самый мрачный участок Пути паломников, хоть и расположен напротив вельможных Липок (а может, благодаря этому?). Трасса здесь легко читается, так как на сложном рельефе была поновлена к Всемирному фестивалю молодежи и студентов в 1957 году и названа Фестивальной аллеей. Но скоро всё вернулось в запустение. Путь идет параллельно Парковой дороге, проложенной в начале ХХ века вместе с прорезавшей гору Петровской аллеей и мостиком Е. Патона. Беда дистанции в том, что ей достались зады кабаков, самым некомфортным в итоге стало место за «вертолетной площадкой» Януковича (комплекс «Парковый»). Это очень большой «кабак», повернувшийся спиной к «парковым» склонам, в сторону нашей дорожки, куда выходят его рефрижераторы и кухонные дворы. Более того, этим параллелепипедом  испорчен вид с одной из лучших обзорных площадок города – от Мариинского дворца на Днепр.

VII. НИКОЛАЕВСКАЯ ДИСТАНЦИЯ

Начало дистанции отмечено скандальным небоскребом по ул. Гушевского 9А (архит. С. Бабушкин, 2002-2004), на сносе которого настаивал В. Ющенко. Имя дистанции – от крепости, строившейся с 1830 года попечением Николая I по проекту инженера К. Оппермана. Путь паломников проходит по величественной подпорной стене над «Подольским верком» на берегу Днепра (не сохранился). Под этой стеной был устроен Зелёный театр (архитт. А. Власов, А. Заваров, 1949), сегодня руинирован. К театру примыкает ресторан под открытым небом «Курени», в виде «мазанок под стрихами» (архит. А. Добровольский, 1965), ныне от былой изысканности не осталось и следа. Дистанция завершается некрополем Аскольдова могила и Николаевским же (Днепровским) спуском, проложенным к Николаевскому цепному мосту. Ротонда Св. Николая возведена в начале XIX века (архит. Андрей Меленский), кладбище разорено в 1936-м, церковь восстановлена в наши дни.

VIII. ДИСТАНЦИЯ «ПАРК СЛАВЫ»

Это хорошо ухоженная часть Пути паломников, так как в 1956 году она попала в зону благоустройства Парка Славы (архит. Авраам Милецкий): дорожки выпрямлены, калиновый гай, сакуры и можжевельники посажены, видны Лавра, свеча Голодомора (архит. А. Гайдамака, 2007), обелиск Милецкого и претенциозные строения площади Славы. Самым неоднозначным местом этого отрезка является так называемая Андреевская площадь – как всегда неудобная для пешеходов транспортная развязка. Наличие каплицы и памятника Св. Андрею (архит. Н. Жариков, 2000) и пропилеев к Аскольдовой могиле (архит. П. Юрченко, 1938) дело не спасают, паломник прыгает зайцем через автомобильную дорогу или торчит перед светофором. Положительным моментом дистанции может стать 2-я очередь Мемориала жертв Голодомора (архит. А. Миргородский, 2017-2019), его заглубленная конструкция предполагает озелененную кровлю, органично вписывающуюся в ландшафт. 

IX. ПЕЧЕРСКАЯ ДИСТАНЦИЯ

Казалось бы, самая торжественная часть Пути паломников – непосредственно перед Лаврой – преисполнена препятствий. Через 200 м после начала дистанции у Мемориала жертвам Голодомора путь резко и без указателей поворачивает с «большака» вправо, приобретая характер второстепенной дороги. Нависающие над лаврскими валами Малярная и Онуфриевская башни практически не видны сквозь дикую неупорядоченную зелень. Финишная площадка перед двумя старейшими северо-восточными входами в Лавру превращена в так называемый «Экономический двор». Путь паломников в этот двор перегорожен шлагбаумом. Увы, именно отсюда, с этого двора дивные Круглые ворота (перекрыты жестяным забором) ведут через знаменитые аркбутаны к Успенскому собору, находящемуся всего в сотне метров. Еще двадцать шагов на юг – и Северные ворота Лавры приглашают паломника из захламленного двора в крытую галерею, ведущую к верхним, Антониевым пещерам… 

ДЕВЯТЬ ШАГОВ К БЛАГОЛЕПИЮ
  1. ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ

Тысячелетний Путь чудом сохранился пешеходным, не был использован под автомагистраль (например, дублер ул. Б. Житомирской по генплану Н. Хаустова, 1935) или под обычную городскую улицу; исключение составляют начальная и финишная дистанции, где дорога подсоединяется, вначале, к древнему дохристианскому Киеву, и в конце – к фантастическому ансамблю первой на Руси лавры. Этот градостроительный памятник следует рационально включить в организм мегаполиса и закрепить его выдающиеся исторические, архитектурные и ландшафтно-парковые качества.

2. СОЦИАЛЬНАЯ ПЛОТНОСТЬ 

Чтобы вдохнуть жизнь в магистраль «Путь паломников» и окружающие его полу-заброшенные склоны, нужно сделать их доступными и аттрактивными, для этого оптимизировать горизонтальные связи, улучшить взаимодействие с городским плато и набережной, создать новые точки социо-культурного притяжения. Однако всякая такая работа обречена на неуспех без решения не менее важной проблемы – Набережной.

3. ГОРИЗОНТАЛЬНЫЕ СВЯЗИ

В специальном обустройстве нуждаются «станции»: здесь следует установить некие верстовые отметки, поясняющие указатели и планы, обеспечить пешеходные переходы через автомагистрали. Начало и окончание Пути требуют особого оформления. Очевидно, что совковые гаражи на Кияновском переулке и промышленную деятельность на Экономическом дворе Лавры нужно ликвидировать.

4. ВЕРТИКАЛЬНЫЕ СВЯЗИ

Количество вертикальных подходов к Пути паломников как сверху, так и снизу должно быть существенно увеличено на всем протяжении, при условии, что все лестницы, дорожки и эскалаторы становятся не просто формальными рисунками на бумаге, но ведут к реальным точкам коммуникации: мостам, остановкам транспорта, обзорным площадкам, объектам «соцкультбыта».

5. НАБЕРЕЖНАЯ

Проблема выхода города к реке так или иначе должна быть решена, в конце концов, освоенная и застроенная набережная создаст «морской фасад» Киева. Возможен и новый пешеходный мост через Днепр. Однако следует опасаться двух крайностей: 1) сплошной плотной застройки с превращением склонов в задний двор набережной и 2) формально «паркового» решения, что потенциально чревато новым запустением.

6. МАСШТАБ ВКЛЮЧЕНИЙ 

Создание привлекательных объектов самых разных функций вдоль Пути жизненно необходимо. Вообразим Малый концертный зал на месте гаражей или фуд-корт на Экономическом дворе Лавры, кафе-таблетку на мысе в створе Петровской аллеи и дюжину обзорных площадок с «инфраструктурой». Главное условие – ограниченное количество и размер застраиваемых участков, общедоступность создаваемых объектов, прозрачность и конкурентность девелоперов. То есть изначальная дробная парцелляция и антимонопольный подход, иначе – новая «вертолетная площадка».

7. ЛАНДШАФТ

Конечно, противооползневые мероприятия неизбежны и необходимы. Сама трасса Пути паломников нуждается в коррекции планировки, это касается и радиусов, и высотных отметок: передвигаться по дороге желательно комфортно – и пешком, и на велосипеде.

8. ДЕНДРОЛОГИЯ 

Состояние зеленого фонда киевских склонов возмутительно, это мусорная самосевная растительность. Культивирование качественных деревьев и кустарников-многолетников должно стать одной из основных забот Киевзеленстроя – регулярно, по законам садово-паркового искусства, привлекая специалистов и архитекторов, понимая, что такое дальняя панорама, точки обзора и т. п. Здесь возможны дубравы, платановые и кедровые рощи, новый Сад сирени, новый Сад магнолий, новый Шато-де-Флёр.

9. ГОРОДСКОЙ ПАРК 

Результатом осмысленных и целенаправленных усилий станет создание в Киеве эксклюзивного места отдыха, зоны эстетического, исторического и экономического развития. Потенциально это – ботанический сад нового времени.

Текст: Борис Ерофалов


Підтримайте нас, якщо вважаєте, що робота Дейли важлива для вас

Возможно вам также понравится

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *