C 5 по 9 октября в столице пройдет третий фестиваль театров кукол pUp.pet. Если вы до сих пор думаете, что театр кукол это для детей и тех, кто так и не повзрослел – этому фестивалю есть, чем вам возразить. В программе спектакли из 18 стран мира, а среди них философские и невероятно красивые спектакли для взрослых. Впрочем, не важно, сколько вам лет – важно, способны ли вы удивляться и восхищаться, наблюдая рукотворные чудеса.
В Украине к театру кукол относятся снисходительно. Мол, есть такая разновидность театра для детей – аллегорические поучительные истории разыгрывают не актеры в плюшевых костюмах, изображающих зайцев и медведей, а тряпичные куклы всё тех же зайцев и медведей. Во всем мире давно театр кукол переименовали в театр анимации или театр предмета и прочат ему центральное место в театральной системе ХХI века. Почему так? Да потому что театр кукол настолько изобретателен в своих приёмах и формах, что даст фору любому драматическому театру.
Мне всегда казалось, что если в драматическом театре главный фокус на взаимоотношении человек–человек, то театр кукол предлагает поговорить о диалоге человека и универсума – мира одухотворенного и мира уже сотворенного, но ожидающего искры жизни, нежного прикосновения человеческой руки. Взаимодействие актера и куклы превращается в полноценное партнерство. И этот контакт провоцирует и тренирует важное наше качество – умение испытывать симпатию или отождествлять себя с объектом иного происхождения, иной природы. Подушка, если присмотреться, похожа на борца сумо, а чайник – вылитый слон: театр кукол практикует такую бытовую магию и, конечно же, обман обывательского зрения.
Фестиваль pUp.pet третий год подряд упорно и последовательно занимается именно популяризацией театра кукол. Организует его Киевский академический театр кукол и Международный союз театральных деятелей UNIMA при поддержке Департамента культуры города Киева. С целью привлечь внимание горожан, каждый год фестиваль начинается с театрализованного шествия по центральным улицам – в этот раз маршрут пройдет по Крещатику от Европейской площади до мэрии, стартует фестиваль 5 октября в 19.00.
В программе фестиваля ещё один открытый показ – спектакль от польского театра «КТО» из Кракова, который можно посмотреть бесплатно 8 октября в 21.00 на Контрактовой площади. Актеры в масках в виде огромных лысых голов изображают обыденные ритуалы офисных сотрудников. То, что происходит, больше напоминает хореографический номер – этюды-пантомимы на тему существования человека в городской среде. При этом поведение современного человека оказывается до боли предсказуемым: заученные движения, однотипные реакции, привычные маршруты. Человек мутирует в толпу.
На контрасте с концептуальным польским театром в программе фестиваля выделяется традиционный итальянский кукольный вариант комедии дель арте. Театр Bambabambin покажет нестареющих Арлекина и Бригеллу, которые попадают в разные комические передряги и даже встречаются со Смертью. Уверена, что Смерть останется ни с чем, ведь плутовства и остроумия этим двум классическим маскам, прообразам рыжего и белого клоуна, не занимать. А театр Puppeteria из Японии предложит аттракцион – спектакль, который играют для одного зрителя в стволе дерева. Как правило, длятся такие индивидуальные представления недолго, поэтому любопытство удовлетворят многие.
Особое внимание стоит обратить на три спектакля, которые как раз и составляют вечернюю программу фестиваля. Белорусский режиссер-кукольник Евгений Корняг, который сотрудничает с Одесским областным академическим театром кукол, показывает сразу два своих спектакля. 6 октября в программе недавняя премьера Одесского театра кукол «Бабы Бабеля», которая успела наделать шуму в родном городе и даже попала в финал Национального фестиваля-премии «ГРА». 7 октября – «Сёстры Грайи» Минского областного театра кукол «Батлейка», спектакль сочинённый по мотивам древнегреческих мифов.
«Сёстры Грайи» спектакль изобретательно-изысканный, хотя сыгран в черном тесном ящике-коробке при помощи весьма лаконичных средств. Древнегреческие мраморные статуи оживают и завороженно медленно повторяют свои истории. От мифов остались лишь обломки воспоминаний – и режиссёр собирает свои картины из этих осколков былой красоты и величия. Здесь актеры и куклы меняются ролями и заполняют собой игрушечную сцену – длинная вереница великолепных рисунков-слайдов, которые долго не отпускают.
8 октября впервые в столицу приезжает спектакль «Чевенгур» Андрея Платонова, поставленный семь лет назад Оксаной Дмитриевой в Харьковском академическом театре кукол имени Виктора Афанасьева. Гениальный текст Платонова спустя почти столетие звучит по-прежнему смешно и страшно. Люди строят рай на земле, а получается сущий ад. Оксана Дмитриева историю незадачливых революционеров превращает в притчу о большой мечте, которая приводит к вселенской катастрофе. Герои-куклы наивные и карикатурные удивительным образом вызывают щемящее чувство похожее на жалость.
Фестивальная программа насыщенная: спектакли будут идут с 11 утра до 9 вечера нон-стоп. Среди участников — театры из Ирана, Франции, Бельгии, Китая, Германии и даже Колумбии. В финале международное жюри назовёт лучших в разных номинациях. Впрочем, традиционно на фестивалях, главным арбитром был и остается зритель – а на pUp.pet действительно есть из чего выбирать. И нет поводов в этом выборе себя ограничивать.
Текст: Ирина Чужинова
- Когда: с 5 по 8 октября
- Где: Киевский академический театр кукол, Киевский академический театр юного зрителя на Липках, Киевский муниципальный академический театр оперы и балета для детей, Киевский муниципальний академический театр кукол на левом берегу Днепра
- Участники и программа