Хаддерсфилд: опыт глубоководного погружения

Хаддерсфилд

В этот уикенд, с 20 по 22 ноября состоялся самый главный британский фестиваль новой музыки – Huddersfield Contemporary Music Festival. В прошлом году, благодаря приглашению и поддержке British Council мне удалось посетить его в Хаддерсфилде, и фестиваль поразил тем, как много всего способна в себя вобрать современная ветвь классической традиции. 

В этом году из-за пандемии фестиваль проходил в онлайн-режиме. Большинство его событий уже не доступны онлайн, но некоторые выложены в открытый доступ, и их точно стоит послушать и посмотреть. Три, на мой взгляд, самых ярких – в этом небольшом «contemporary-меню».

Три композиции от ливанских артистов – прекрасное сочетание живой и прихотливой красоты традиционного вокала с электроникой. Правда, есть ещё один замечательный тембр – электрогитары, на которой Энтони Сахьюн играет смычком.

Это впечатляющий опыт глубоководного погружения, где каждый слой – отзвук далёкой традиции, претворение её сложных узоров и нерегулярных метров. Ритмика построена на биениях, то непрогнозированно ускоряющихся, то замедляющихся. Различные одновременные биения то сливаются по вертикали и резонируют, то снова разветвляются.

Мультижанровая вокалистка Ая Метвалли – ещё один уникум. Во время исполнения она выводит голосом манящую и чувственную песню Сирены и параллельно сама же миксует её. Таинственность и эмоциональное притяжение исполняемого ею материала можно сравнить разве что с теми звуками, которые, возможно, слышит ребёнок в материнском чреве. 

В сумме у музыкантов получилось то, что можно было бы назвать глубокой медитацией, если только медитация бывает столь вычурно красивой.

Одна из самых удачных работ британско-немецкого композитора Клаудии Молитор. В свободном онлайн-доступе её после фестиваля не осталось, поэтому чтобы указать хотя бы вектор поисков артистки – вот ссылка на другое, раннее её видео. Клаудия работает с тонкими и необязательными вещами, демонстрируя хрупкую красоту повседневности. В этот раз в дуэте с Анной Кох обе девушки высыпали на белую поверхность зубочистки и семена растений, сочетая симметрию и хаос, скупченность и распорошенность. Идеальная иллюстрация к строчке «Когда б вы знали, из какого сора…», потому как результат – это и правда поэзия. Из музыкальных инструментов – фортепиано, синтезатор и аккордеон, прозрачные и природные в своих проявлениях.

Самый мощный британский ансамбль современной музыки с базой в Лондоне весной этого года сделал заказы на написание новых работ, шесть из которых исполнил на фестивале HCMF. Все они – для солистов, инструменты – рояль, ударные, сопрано саксофон, бас-кларнет, альт, виолончель. Понятно, что это был бы не контемпорари, если бы музыканты играли – и всё. Они лезут внутрь рояля, крутят ручку шарманки, свистят, но чаще всего – выстукивают слова. Как это – смотрите здесь, здесь и вот здесь. Последняя вещь – наверное, наиболее «традиционная» в русле контемпорари: просто игра на скрипке с расширенными техниками (когда не только водят смычком, но ещё и стучат пальцами по струнам). И всё-таки она совершенна как шар.

Текст: Любовь Морозова

Возможно вам также понравится

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *