В среду (а вы ведь помните — каждую среду в «Коре» происходит новый концерт) в студии арт-куба «Кора» прошел поэтический вечер-презентация программы дуэта «Інша Тиша» — поэтесса Катерина Волошина и Сергей Радзецкий, композитор и гитарист.
Среди всего ужасного и прекрасного, что происходит (не в «Коре», в «Коре» как раз жизнь всегда побеждает) на сцене, есть один жанр, который ставит меня в тупик и требует особого к себе отношения. Успех и провал любого поэтического вечера держатся только на исполнителе. Встал исполнитель/ница не с той ноги, день пошел не так, все начало сыпаться — вот и сказке конец. Чтобы это происходило реже, жанр этот требует особых профессиональных навыков и вообще существует по другим, ни для кого не писанным законам. Сам жанр появлялся из чтецких вечеров и по своей природе настолько же близок к театру, как к рэпу и стендапу. Поэтому к чтению стали добавлять музыку и именовать жанр «мелодекламацией».
Послушайте концерт KORA Late Night Show #21 обязательно — потому что объяснить эту форму сценического предъявления стихов сложно, лучше слушать. И переслушивать. Выступления Кати уже привыкли называть концертами, аншлаги в клубах и площадках, где она выступает — обычное дело. Литератор Катя Волошина [Волошка] всерьез оперирует и звучит в категории «музыка». И стихи ее все так же пронзительны и своевременны, как и предыдущие, но при этом более, что ли, зрелые. Особенные – вот уж совершенно точно.
Сразу после концерта Kyiv Daily задал Кате и Сергею свои вопросы.
Катя, как вы называете форму сценического предъявления стихов, которую используете? Вы поэтесса? Певица?
Катя: В першу чергу, я — творча людина. Те, як відбувається формат співзвучності текстів з музикою для мене дуже природній акт. Це одна річка. І вона, якимось чином, створює свою пісню. Моя вода — віршована. Сергія — музична. Але береги завжди спільні, як і небо над нею, як і пісок на дні.
Сергей, вам близок этот музыкальный опыт, когда вы сопровождаете, а не ведете основную линию?
Сергей: Как-то появлялась мысль, назвать наши выступления «Театр закрытых глаз». Именно в таком состоянии созерцания и полета воспоминаний находится публика на наших концертах. Тут и медитация и катарсис и полный релакс переосмысления или утверждения.
Катя, поэзия — это то, с чем можно обратиться к большому количеству людей?
Катя: Думаю, що поезія для мене — це місце, де я звертаюся до себе. Але, маючи великий досвід дарування її людям, вражаюче радісна від того, що щастя та задоволення від віршів отримують і читачі.
Ваши стихи времен карантина отличаются от того, что вы писали раньше? Вы отслеживаете изменения, которые происходят с вами как с поэтом?
Катя: Чесно кажучи, не схильна аналізувати свою творчість, але не бачу особливої різниці в творчому потоці часів карантину. Це — та ж я. Мені притаманне одиноке проживання внутрішніх поштовхів. Карантин радше сприяв спокійному просторовому і часовому творчому наповненню, ніж завадив.
Вам никогда не хотелось написать роман?
Катя: Давно збираюся написати прозу. Але натикаюся поки що на відсутність правильного для того ґаджету (смайл). В ноуті писати не вмію. Телефон замалий. Отака от причина відсутності роману (Катерина посміхається, тоб то — тут теж смайл). Але ж, він в мені є. Тож, з часом, буде і у читачів.
Популярность помогает или мешает поэту?
Катя: Вважаю себе непопулярним автором. Часто чую про те, що «як би хотілося, аби ваші твори читало якомога більше людей!». Завжди кажу: є як є, і я тому щаслива. Тут, на Землі, все трапляється вчасно.
Вы читаете своих коллег-поэтов? Следите за современной литературой?
Катя: Я багато читаю. Читаю молодих митців. Читаю класичні твори. Маю один єдиний критерій: внутрішній відгук. Зрештою, не тільки в літературі, а і в будь-якому мистецтві. Як правило, з перших рядків зрозуміло, що саме цей певний талант притаманний людині. Поважаю, коли людина займається тим, до чого має хист. Для мене це про чесність та про усвідомлене життя.
В сопровождении еще какого инструмента вы могли (и хотели бы) бы выступать?
Катя: Читала вірші у супроводі різних інструментів. Не дуже люблю слухати поезію під фортепіано. Вчора, під час програми, було гарне запитання щодо поеми «Яблучний пиріг». Якщо колись справдиться подібна постановка, то було б цікаво, аби поетичні тексти, створюючи спектакль, звучали з певним чималим набором музичних інструментів одномоментно. Такого досвіду поки що не мала.
Сергей, вы импровизируете? Были такие случаи, что вы услышали стихи Кати, и написали для них мелодию?
Сергей: Да. Подобная форма дополнения музыкой мне очень близка. Часто живу с творческой идеей написаний саундтреков к видео. Тут это реализовывается на все сто. У музыки есть фантастические возможности подчеркнуть и обогатить каждое слово и фразу, нужной нотой и звуком.
Как вы между собой называете ваши сочинения?
Сергей: В процессе создания наших композиций, мы пробуем разные формы! Бывают слова, рождаются музыкой, а бывает именно стих, вдохновляет на необходимые созвучия.
Астор Пьяццолла сочинял музыку на произведения Борхеса. С кем из современных поэтов вы, Сергей, хотели бы выступить? И кстати для вас такое выступление скорее что — концерт? театр?
Сергей: Между собой, есть масса «внутренних» названий почти на все стихи. Например, можем называть трек «Аэропорт» только из-за того что однажды там упоминается прилет самолета. С самым выдающимся молодым поэтом страны — я уже и выступаю!
Нагадаємо, що Kora Late Night Show
- це перша в Україні серія онлайн-концертів сучасної академічної, електронної і експериментальної музики ініційована арт-кубом KORA її засновниками композиторами і музикантами Maxim Kolomiiets і Дмитром Радзецьким.
- в усіх глядачів буде можливість ставити запитання у прямому ефірі!
- проект благодійний, тож наша команда буде надзвичайно вдячна вашим благодійним внескам, які у вас буде змога зробити під час прямого ефіру!
- технічна підтримка: Lamo Ukranie lamo.com.ua
- концерт-стрім пройде з унікальною технологією бінаурального звуку, який дозволяє вам відчути ефект присутності в концертному залі, вмикайте і приєднуйтесь.
- KORA Late Night Show #22: Роман Григорів та Ілля Разумейко — 28.04, о 19:00
Текст: Вика Федорина
ФОТО: Tina Grach