Два города в названии программы, три страны, четыре композитора, один художник. И артисты — оркестр и солисты. Это — новый мультидисциплинарный проект «Київ-Берлін. На захист миру», инициированный S.T. ART Foundation при поддержке Украинского культурного фонда и участии Посольства Украины в Германии.
В ноябре этого года, в легендарном Большом (пятиугольном) зале Берлинской филармонии прозвучит музыка украинских и немецких композиторов. Сочинения Березовского, Бетховена, Шумана, Полевой будут исполнены в окружении изображений, созданных украинско-датским художником Сергеем Святченко.
Главной мыслью, сильной нотой, кольцевой рифмой программы будет «Ода к радости», «произнесенная» разными (буквально, —родившимися в разное время, жившими и живущими в Украине и Германии) композиторами. Музыка против забвения, разрушения и войны. «Ода к радости» в защиту жизни и мира.
Талантливого Максима Созонтовича Березовского в конце 1760-х отправили учиться в Италию, в знаменитую Болонскую филармоническую академию. 15 мая 1771 года Березовский был зачислен в число академиков, это звание присваивалось раз в год. За год до Березовского академиком был назван 14-летний Вольфганг Амадей Моцарт. Моцарт и Березовский были не только современниками, они еще и учились у одного преподавателя — выдающегося теоретика и педагога, итальянца Падре Мартини. Симфония Березовского — это первая (известная) Украинская симфония, построенная по так называемому «итальянскому» трехчастному типу. Написал ее Березовский в Италии, ориентировочно в начале 1770-х годов, до недавнего времени рукопись считалась утерянной. Партитуру, долгое время находившуюся в частном архиве Archivio Doria Pamphilj, первым озвучил американский дирижер Стивен Фокс в 2003 году в Королевской академии музыки в Великобритании, а 2016 году украинскую премьеру сыграл Кирилл Карабиц.
2020-й — год Людвига ван Бетховена, в этом году исполняется 250 лет со дня его рождения.
«Фантазия для фортепиано, хора и оркестра до минор, Op. 80» (так сочинение называется полностью) стоит особняком в его наследии. Она была написана для предрождественского концерта-академии 1808 года. В таких концертах композиторы подводили итог целого года, а то и нескольких творческий лет. Уже в силу этого каждое написанное для академии сочинение имело особый вес. Фантазия Op.80 рассматривалась композитором как opus perfectum et absolutum.
Хоровая фантазия создавалась как завершающий номер огромной программы. Отсюда ее замысел: начальное прелюдирование солиста (Adagio) сменяется постепенным включением оркестра (Finale) и заключительным хором (три строфы), где звучит прообраз мелодии гимна радости. «Слова, как и музыка, — говорил Бетховен, — были сочинены за такой короткий срок, что не хватило времени даже для записи партитуры», поэт подтекстовал стихи под уже готовую мелодию буквально за несколько дней до премьеры.
Четвертая симфония (ре-минор) Шумана — наиболее новаторская не только в творчестве Шумана, но и в немецком романтическом симфонизме первой половины XIX века. Автор называл ее «симфонической фантазией» и мыслил как одночастное сочинение из пяти эпизодов (интродукция и четыре раздела), которые следуют без перерыва и объединены общими темами.
Произведение Виктории Полевой «Ода к радости» (Ode an die Freude) для солистов, смешанного хора и большого симфонического оркестра, написано специально к 20-летию падения Берлинской стены, будет впервые символически исполнено в Берлине. Драматургическая идея «Оды к радости», по словам композитора, является эквивалентом литургического молитвенного ритуала. Так же в рамках проекта «Киев—Берлин» пройдет мировая премьера произведения Виктории Полевой, написанного специально для проекта «Київ-Берлін. На захист миру».
Произведения Сергея Святченко — архитектора, фотографа, живописца, члена Союза датских художников и графиков (BKF), лауреата премии Yellow Pencil Award 2007 и одного из наиболее влиятельных мастеров современного коллажа экспонировались в Западной Европе и Америке, публиковались в самых престижных журналах. Они хранятся в коллекции Датского Королевского Двора и ряде музейных собраний, а об их авторе написано несколько монографий. С 1990 года Святченко живет и работает в Дании. В Украине его имя прочно ассоциируется со знаковыми проектами 1980‑х и Центром современного искусства «Совиарт», одним из основателей которого он был.
На основе авторских фотографий Сергея Святченко будет создана серия световых коллажных инсталляций. Идея переосмысления лесной среды и природные элементы, соединенные по новому создают новый визуальный портрет природы, вдохновленный воспоминаниями об лесах и озерах юности художника в Украине. «С опытом ко мне пришло понимание силы природы и ее влияния на нашу жизнь. Идея серии — стереть привычное и создать забытое», — объясняет Святченко.
Исполнители:
- Национальный симфонический оркестр Украины под руководством Владимира Сиренко
- Хор Ave под руководством Оксаны Никитюк.
- Солисты — Сусанна Чахоян, Оксана Никитюк, Роман Мелиш (вокал) и Роман Лопатинский (фортепиано)
- Проектный менеджер — Дарья Сипигина
- Координатор и продюсер — Татьяна Швед (Безкоровайная).
Kyiv Daily продолжит рассказывать о проекте «Київ-Берлін. На захист миру».