Лятошинскому 125

Kyiv Mozart Quartet

В этом году Украина отмечает 125-летие композитора Бориса Лятошинского. На фестивале искусств  Bouquet Kyiv Stage в его честь пройдет музыкальный марафон «Лятошинський Гала», посвященный фортепианной, камерно-инструментальной и вокальной музыке композитора.  Артисты, которые примут участие в этом марафоне отвечают на вопрос: «Что значит для вас Борис Николаевич Лятошинский?» Отвечают музыканты Антоний Барышевский и участники Kyiv Mozart Quartet

Ольга Шелешкова, первая скрипка Kyiv Mozart Quartet

Kyiv Mozart Quartet существует не так давно. Как и положено классическому струнному квартету, мы начали с произведений венских классиков, затем романтиков и, перейдя на квартеты, сочинённые в 20м веке, решили узнать, что же есть у украинских композиторов в этом жанре. Конечно, мы не могли пройти мимо такой значимой фигуры, как Борис Лятошинский.  Мне он был известен, в основном, как автор, писавший в симфоническом жанре. И только углубившись в его биографию, я обнаружила, что у него есть четыре квартета и Сюита на украинские народные темы для струнного квартета. Мы планируем их сыграть в будущем, а начать решили с самого значительного его сочинения в области камерной музыки — Украинского квинтета.

При первом же соприкосновении с Квинтетом стало понятно, что произведение это очень непростое. Учить его было увлекательно и трудно — кроме очевидных технических, ансамблевых сложностей у каждого из нас возникали свои идеи по поводу интерпретации; иногда они противоречили друг другу, и тогда возникали споры. В процессе работы над квинтетом менялись мысли, смыслы, отношение. Они меняются, развиваются и сейчас. Так что нынешнее исполнение на фестивале, возможно, будет уже совсем другим, чем на первом концерте (первый раз мы играли Украинский квинтет этой зимой).

Сергей Казаков, виолончелист  Kyiv Mozart Quartet

Прошлым летом, планируя программы концертов на предстоящий концертный сезон для нашего квартета, мы решили, что в репертуаре квартета обязательно нужно иметь произведения украинских композиторов и обратили внимание на наследие Лятошинского.

Поле для деятельности струнным квартетам Борис Лятошинский оставил весьма обширное, и по этому, очень удивило, что на сцене столь редко звучат произведения украинского классика (найденные записи, аудио или видео, можно буквально пересчитать по пальцам).

Чуть позже, возвращаясь из Мариуполя с фестиваля Mariupol Classic, где квартет выступал совместно с Антонием Барышевским, мы вместе обсуждали возможные причины такой «нелюбви» исполнителей к данным произведениям. К концу поездки было решено взяться за исполнение квинтета – одного из самых масштабных камерных сочинений Лятошинского. Многие отзывы говорили о том, что это весьма сложное во всех аспектах исполнительства произведение. Что мы вскоре смогли сполна ощутить.

Квинтет ставит перед исполнителями большой список задач, начиная от далеко не банальных технических сложностей, заканчивая огромным выбором путей для интерпретации материала и путей их реализации.

После исполнения квинтета на концерте, реакция слушателей окончательно сформировала у нас желание исполнить все квартеты  Лятошинского.

Антоний Барышевский

С музыкой Лятошинского я познакомился в школе. Вопреки отношению к так называемой  украинской классике как к чему-то сермяжно-заскорузлому, лубочному и низкопробному, мы с друзьями сразу признали крутость Лятошинского, в особенности его Третьей симфонии.  Его музыка не в пример предшествующим ему Лысенко и Ревуцкому содержала подлинную глубину, модернистскую оригинальность и просто красоту. Помню до сих пор мурашки от «стальных», холодных гармоний во второй части.

Дальше симфонии увлечение тогда не продвинулось, но уже гораздо позже открыл для себя и Квинтет, и фортепианную музыку и тд.

Ну а предложение сыграть Квинтет поступило от квартета Моцарта (Kyiv Mozart Quartet), в юбилейный год это более чем уместно. Хотя этот Квинтет напоминает, скорее, концерт-симфонию по размаху, сложности фактуры и общему градусу патетики.

Український квінтет для двох скрипок, альта, віолончелі та фортепіано, тв. 42 (1942-45)

1. Allegro e poco agitato

2. Lento e tranquillo

3. Allegro

4. Allegro risoluto

Виконують:

Антоній Баришевський, фортепіано

та

Kyiv Mozart Quartet у складі:

  • Ольга Шелешкова, перша скрипка
  • Павло Хмара, друга скрипка
  • Андрій Макій, альт
  • Сергій Казаков, віолончель

Куратор проекту Євген Громов

Лятошинский Гала прозвучит на Bouquet Kyiv Stage 21 августа

Программа и расписание Фестиваля здесь.

Підтримайте нас, якщо вважаєте, що робота Дейли важлива для вас

Возможно вам также понравится

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *