«Озеро диких гусей» — неоновый нуар о бегстве и погоне. Фильм-движение с отличными диалогами, продолжение международной прогарммы фестиваля Неделя критки.
Дяо Инань снял совершенную, завораживающую историю, адаптировал классический нуар к своему личному Китаю, изобрел неопределенное пространство, создал собственные каноны и рассказал простую историю как древнегреческую трагедию.
В прошлом году за «китайскую» историю на международной программе Недели критики отвечал «Пепел — самый чистый белый» Цзя Чжанкэ. Так что фильм Дяо Инаня – продолжение ежегодной традиции.
Выпускник Центральной Пекинской академии драмы Инань известен зрителям фильмом «Черный уголь, тонкий лед», за который получил Золотого медведя на Берлинале в 2014 году. Спустя пять лет он снял умную и стильную гангстерскую драму. В одном из своих интервью Дяо Инань сказал о ней так: «В своих фильмах и в частности в этом фильме я стараюсь изобразить противоположность утопии — пространство, которое существует в наших внутренних сердцах как пространство тайн и опасностей, но также и в ресторанах, барах и серых пространствах за пределами большие города»
«Озеро диких гусей» переводится буквально как «свидание на железнодорожной станции на юге», и действительно, мужчина и женщина встречаются на станции под проливным дождем, они не знакомы, и медленно, не доверяя друг-другу и самим себе, будут рассказывать, что привело их к этой встрече. Эти двое — лидер уличной банды и проститутка (их называют купающиеся красавицы»), попали в ловушку обстоятельств. Он начинает: «Я расскажу тебе все. Я дико устал, и хотел спать…», — и затем они пытаются с этим жить, по возможности — найти лучшее решения. Для этих двоих остаются странные места, ночные рестораны-ларьки, лабиринты улиц, озеро.
А зрителям остается история и фильм-погоня, полная красоты и опасности. С пляжем у озера с комическими «купающимися красавицами», с территориальной честью уличных банд, ночной встречей в заводском цеху, и жребием для тех, кто потеряет свой бизнес, а кто — нет. Со встречей полиции с акробатами и животными (вторые и третьи выглядят умнее) в парке развлечений. Фламинго и пингвины похожи на вьетнамских бойцов в подлеске, испуганный тигр смотрит прямо в камеру.
В этом фильме вообще многое хочется разодрать на цитаты: гонку на мотоциклах двух конкурирующих банд, танец «Распутин» в кроссовках с неоновыми подошвами, драки и сцену убийства зонтиком.
Тут почти все предают друг-друга и почти все не могут договориться, царит ощущение бессилия и неизбежности смерти, словно персонажи — это шаблоны, и не так важны и самостоятельны — как игра света и тени, как траектории и возможности движущихся тел.
Текст: Вика Федорина
- «Озеро диких гусей» / Nan fang che zhan de ju hui
- Китай, Франция / 2019 / 113 мин.
- Режиссер и автор сценария: Дяо Инань
- В ролях: Ху Гэ, Квай Луньмэй, Ляо Фань