Весь город — театр

Rimini Protokoll

Немецко-швейцарская театральная компания Rimini Protokoll   превращает городскую повседневность в «театр момента», а зрителей – в участников действия. «Спектакль»  компании Remote Х  близок к социальному эксперименту. 

Remote Х — это спектакль-путешествие для группы из 40-50 человек, в котором зрители взаимодействуют с городской средой под руководством аудио-гида, голос которого они слышат в наушниках. 

У городских муви-спектаклей  Remote Х существует уже несколько редакций — каждая новая версия основывается на индивидуальной драматургии нового городского пространства. После премьеры первого спектакля в Берлине проект был поставлен в столицах Индии, Португалии, Бразилии и стал одним из главных событий Авиньонского фестиваля  в 2013 году.

А сейчас Rimini Protokoll и киевское театральное объединение U!ZAHVATI сообща готовят новый театральный проект — Remote Kyiv. Название постановки можно перевести как «Киев. Взгляд со стороны», премьера состоится 20 июня.

Как и в предыдущих, в киевской постановке группу поведет условно-синтетический голос, который нам знаком по GPS-навигаторам. Новые герои в ней — только мы, Киев и киевляне. 

Каждая постановка Remote выясняет, как принимаются совместные решения в группе; за кем мы следуем, когда нами руководят? Участники принимают собственные решения, но проходят маршрут сообща, одновременно, при этом  стерео-записи и музыка, которую они слышат, формируют саундтрек городского пейзажа. Их путешествие по городу напоминает коллективное кино. 

Итак, Remote — это проект, который выясняет нашу предсказуемость (или ее отсутствие) и  путешествует из города в город, новая версия адаптируется для нового города, используя опыт драматургии предыдущего. Нет ни сцены, ни актеров –  голос, похожий на Siri ведет группу по городу, дает задания участникам и допустим, показывает разнообразные ужасы урбанизации, например что власть машин уже наступила. Режиссеры  немецкого объединения Rimini Protokoll придумали оптику, в которой повседневная городская жизнь выглядит интереснее любой постановки. Об этом Kyiv Daily и расспросил одного из авторов проекта, Йорга Карренбауэра. 

Йорг Карренбауэр
Йорг Карренбауэр
Расскажите о киевской «постановке» Remote Х. 

— В театральной прогулке «Remote Киев» мы ориентируемся на наше отношение к смарт-устройствам, которые сопровождают и направляют нас в повседневной жизни. Кто говорит с нами, когда мы следуем за искусственными голосам наших навигационных систем и смартфонов? Кто слушает нас, когда мы общаемся с нашими громкоговорителями? Кто такие эти Siri, Кортана, Alexa & Co?  Все эти искусственные голоса, все программы основаны на данных о человеческом поведении. Они пытаются приблизиться к нам, почти как люди, насколько  это возможно. Они пытаются стать нам другом. Почему мы должны им доверять? И почему мы доверяем женскому голосу больше, чем мужскому? 

Как проект будет выглядеть в Киеве?

— В «Remote Киев» участники будут гулять по городу группой в 40 человек. Они все будут видеть (наблюдать)  друг  друга. Они будут смотреть на город, и людей вокруг них. За ними в свою очередь тоже будут наблюдать — обычные прохожие. Получается, что участники  —актеры, еще они обыкновенные жители города, при этом они  передвигаются по городу, как стая, как группа. 

Будучи участниками спектакля, они размышляют о той роли, которую  играют: берут ли они на себя инициативу, или им нравится отставать, и быть одиночкой?

А кроме этого выясняется  любопытная деталь —  каким образом, не общаясь, группа приходит к общему решению.

Какие объекты будут включены в  киевский маршрут, каким образом вы их «назначите»?

— Маршрут начнется в тихом и немного удаленном от центра месте, так мы «отделяем» нашу группу от суеты, шума и повседневной рутины, чтобы участники могли сосредоточиться и приобрести опыт — стать частью образовавшейся группы. Затем, шаг за шагом, мы приблизимся к центру города, с его системой общественного транспорта, больницами, торговыми центрами, а тайными и не туристическими местами…

Как вы работаете с реакцией окружающих на действия участников театрального променада?

— Наши участники — актеры и зрители одновременно. Иногда мы наблюдаем за окружающими, а иногда мы что-то делаем для них. Иногда прохожие игнорируют нашу группу, иногда — хотят стать ее частью. Мы создаем театральные моменты в повседневной жизни.

Бывают ли непредсказуемые (опасные) моменты в спектаклях? Без чего ваши «спектакли» были бы невозможны?

— По мере того, как мы передвигаемся в общественном пространстве, все  может измениться. Задача создания этой аудио-прогулки — попытаться предсказать непредсказуемое или, по крайней мере, найти способ справиться с ним. Вся концепция всех интеллектуальных устройств, которые помогают нам в повседневной жизни, основана на предсказуемости поведения человека. Как и наша жизнь в городе. Она организована —  знаками и правилами. Если люди перестанут  останавливается на красный свет,  система рухнет. Но в человеческом поведении есть нечто большее, чем то, чему мы можем научить программу или машину. Это не просто алгоритм. Мы называем это человеческим фактором.

С чем бы вы сравнили  (и кому рекомендовали бы) постановки  Rimini Protokoll?

— «Remote Киев» похож на живую звуковую игру в 3D с городом в качестве сцены. Он доступен для участников от 10 до 100 лет и старше. Просто знайте, что это два часа ходьбы…

Текст: Вика Федорина

Благодарность за помощь в переводе Оксане Корницкой


Возможно вам также понравится

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *