Метафора обреченности

«Серые пчелы»

Обстоятельства вынуждают человека адаптироваться к изменившемуся миру и окружающим. Особенно, если он не в силах повлиять на новую реальность. Войну. Но неизменными остаются позиция, принципы, человечность. 

Роман Андрея Куркова «Серые пчелы» (который вошел в шорт-лист «Книги года ВВС—2018) послужил материалом к одноименному спектаклю в Театре на Подоле. Точнее, на основе романа Курков написал пьесу и режиссер и руководитель театра Виталий Малахова поставил спектакль. За два года (кроме карантинных перерывов) на этом спектакле всегда аншлаг.

По сюжету два бывших одноклассника — Сергеевич (Богдан Бенюк) и Пашка (Владимир Бойко) остались в селе одни, все вокруг охвачено войной на Донбассе. Село находится не на «той» или «этой» стороне, а в «серой зоне». Зоне — без электричества и какой-либо надежды на цивилизацию. Даже позвонить нельзя — телефон нечем подзарядить. Только остатки воспоминаний в памяти или сувениров из прошлой жизни. Так и живут Сергеевич и Пашка. Правда, у первого есть пчелы, которых он мечтает вывезти. И банки с медом, спрятанные в надежном месте — под кроватью.  У второго в приоритете — его жизнь, точнее удовлетворение значимых потребностей — быть востребованным «для новой власти» (то есть,  оккупантами), и эта самая власть уже на подходе. 

В спектакле абсолютно нет четкого декларативного и пафосного противопоставления на своих и чужих, но с другой стороны, это четко прослеживается в диалогах, взглядах, жестах и общей атмосфере. Сергеевич — явно про-украински настроенный человек, испытывающий искреннее сочувствие к украинским военным и завуалированное, но последовательное неприятие российских захватчиков. Попытка балансировать между двух сторон — означает выживать. Ради пчел. Ради новой жизни. Ради Украины. Несмотря на все обстоятельства. 

«Серые пчелы»

А обстоятельства для таких людей как Сергеевич и Пашка действительно тяжелые. Жить в полумраке, беречь каждую свечу, поход за продуктами у них  — целый квест, который может стоит жизни. Жизни, разделенной на до и после. Война испытывает двух героев на прочность позиции, моральных принципов и собственной силы воли. 

Периодически к единственно оставшимся жителям призрачного села заглядывают и украинский военный, и оккупанты. В частности, россиянин Владлен в исполнении Артема Мяуса напевает песню про «вежливых людей». Признаться, выдержать это сложно, вспоминая про тысячи погибших на Донбассе и захваченные украинские территории. И не все зрители готовы к этому, учитывая посттравматический синдром среди тех, кто вернулся с Востока. Как бы там ни было, после одного из спектаклей актера Артема Мяуса ударили. Рефлексия зрителей, как видим, не ограничивается аплодисментами или цветами. 

Спектакль Малахова, несмотря на трагический контекст,  показывает историю человека. Сергеевич в исполнении Богдана Бенюка — изможденный тоской и ностальгией, оберегающий своих пчёл, единственный свой скарб. И только в снах к нему приходит Женщина. Точнее две его любви: жена Виталина (Лариса Трояновская) и былая любовь Светка (Анна Саливанчук). Женские образы для Сергеича — как миражи, желанные, но недоступные  в реальности.

«Серые пчелы» — про попытку выживания в серой зоне, а в глобальном смысле — про стержень ценностей в нашей жизни, их гибкость и преломляемость под давлением войны. Серая зона, как метафора обреченности и безысходности, с одной стороны, поглощает зрителя и побуждает не делить мир на черно-белые тона, а включать здравомыслие, сохраняя свои принципы. Серость будней — это не только бытовуха, но и серость мышления — на уровне восприятия реальности (социальной и политической) украинским народом.   

И напоследок — про восприятие. Я наблюдала за многими, кто застал начало войны на Донбасса и уехал, таким зрителям психологически очень больно ходить на такие спектакли. Хотя это и не документальный театр, где зрителя «накрывает» по полной. «Серые пчелы» можно отнести к категории must see, потому что рефлексия театра на происходящее в стране достаточно сбалансирована и показана с позиции обычного человека. Обычного — значит, степень эмпатии может зашкаливать даже у скептиков.

Текст: Ирина Голиздра

Фото: пресс-служба Театра на Подоле

Ближайшие спектакли 17 и 18 июня

Возможно вам также понравится

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *