В Dymchuk Gallery заканчивается выставка Ярослава Солопа «Уречевлення» / Objectified.
Музей сильнее картины; любой объект, помещённый в пространство, которое люди договорились считать музейным, сакрализуется. Об этом существует множество анекдотов, исторических споров и проектов; это банальность. Но что, если наоборот? Что, если “немузейность” объекта, его искренность, безыскусность, прямота настолько сильны, что раздвигают светские рамки галерейности, превращают арт-практику в индивидуальную или коллективную терапию?
Выставка Ярослава Солопа формально состоит из двух серий: “обучение на дому” и “энциклопедия удивительных фактов”. Первая посвящена событиям и людям из детства художника; вторая — рефлексия на тему мифологического, магического сознания человечества. Однако и совершенно идентичная техника исполнения, и галерея с удивительно равномерно распределённым светом создают совершенно целостное впечатление нахождения в некоем mindmap по типу “чертогов разума” Магнуссена из третьей серии третьего сезона сериала “Шерлок”. Если вдруг кто не смотрел, речь о воображемом идеально белом пространстве-лабиринте с папочками или ящичками, в которых содержится нужная субъекту информация; так легче структурировать, ощутить, визуализировать воспоминание, испытать его аромат.
Как это часто бывает со схемами, символами, осколками, тенями образов, здесь использованы очень условные, “детские” техники изображения; это одновременно очаровывает и создаёт огромную дистанцию; как икона, детский рисунок — условность, которая не может оскорбить, задеть, потому что отказывается от отношения в пользу пиктографичности Забавная и серьёзная в то же время параллель: во многом развитие ребёнка определяют по тому, какое количество достоверных деталей он включает при изображении, скажем, человека. Нижеприведённая фотография была обнаружена в социальных сетях; это не фейк и не шутка, а вполне достоверный документ, что наталкивает на размышление: с какого возраста или этапа развития искренняя пиктограмма превращается во что-то более клишированное, “сделанное”?
Детская серия — терапия любви и обиды; возможность высказаться о тех, о ком не было смелости высказаться тогда. Серия взрослая — напоминание о том, какое количество предрассудков, истин в последней инстанции, твёрдых убеждений и моральных догм нас окружает. Казалось бы, обе оптики идеально подходят для социальной критики, для пророка, которого нет в своём отечестве, для сарказма, для издевательств даже. Но ничего подобного в выставке Солопа нет: за счёт аккуратно выдержанной дистанции своеобразная хрестоматия бытовых душевностей и ужасов, милых мелочей и космического масштаба катастроф воспринимается очень спокойно, с клиническим (и в медицинском, и в научном значении этого эпитета) умиротворением.
Как это часто бывает со столкновением искусства и терапии, и, кстати, как это часто бывает с отображением детства, в «Уречевлення» / Objectified очень много не просто юмора — а юмора чёрного, мортального; кажется, легко себе представить хорошую детскую книгу и жанре в non fiction, и вполне себе в традиционном художественном жанре с такими иллюстрациями. Может, это статья послужит своеобразным челленджем для украинских писателей? Фантазия, по крайней мере, после посещения выставки работает прекрасно: есть достаточное количество триггеров-сюжетов, цепляющих образов-людей.
Кроме юмора буквального, есть много забавной формальной работы с повторениями, отражениями, разделениями; чем-то подобным занимался, к примеру, в своей “средней” симфонии композитор Юрий Ханин.
20 сентября, в пятницу, в 7 вечера в Dymchuk Gallery пройдет artist talk с Ярославом Солопом при участии искусствоведки Галины Глебы. Может, успеете зарегистрироваться, посмотреть выставку и задать автору вопросы.
Текст: Алексей Шмурак
Фотографии работ предоставлены автором.
- Выставка продлится до 22 сентября
- Dymchuk Gallery, ул. Ярославская, 21