Молчать и разглядывать

Фрагмент. Сергей Звягиннцев

Выставка «Фрагмент» художника Сергея Звягинцева проходит в киевской галерее Art14. 

Она завораживает, заставляет вспомнить все известные философские доктрины, и отбросить их, чтобы  — любоваться. 

В Сергее Звягинцеве много созидательной силы и удивления, и главное — он способен их сообщить, и, в качестве главного подарка — передать зрителю. Выставка состоит из трех «глав»: «Скрытое», «Черепица» и «Фрагменты», обо всех главах Kyiv Daily рассказывает сам автор. 

Первая работа —  это мой диплом, я защищал его у Николая Андреевича Стороженко, много раз потом переписывал. 

Меня интересует граница соприкосновения, не сам элемент, а то, как он соединяется с другими. Поэтому в этой работе (и не только этой) я вижу одно, а зритель — совершенно другое.

Мы переходим к листам к графическим работам, Сергей продолжает рассказ:

— Сложенные листки — у нас так откладываются, спрессовываются некоторые события, дни, может быть, переживания. Они сложены и зажаты, они как мы все, в чем-то зажатые и закрытые. У каждого человека в этих листках —  внутренняя жизнь, глубокий, спрятанный от других пласт внутреннего содержания. 

А это (работа называется «Скрытое») — есть такие точки с нулевым рельефом. Эту работу нарисовал я, но я ее скрыл. Намного важнее здесь то, что увидит (додумает) зритель — увидеть свое собственное скрытое — хороший, полезный опыт. 

«Скрытое» рифмуется с черепицей, которая наступит (буквально — проступит, прорастет) на следующей стене.

Мне очень нравятся старые фрески, мне нравится работа времени с предметами. Я старался минимально тревожить эти черепицы, вложить в них минимум профессии — мне было важно подчеркнуть внутреннее стремление каждой черепичной плитки. Подчеркнуть ее индивидуальность, неповторимость, движение вверх. 

Черепица — это глина, обжиг, глиняный человек. Черепица — это крыша. Для меня каждая черепичная плитка — новый рассказ, новая судьба. Все вместе они становятся новой цельностью. Новой историей, другим высказыванием. 

После двух монументальных работ следуют два черепичных «Объединения» — портрет и «звездное небо». 

Женская голова — это нарочитый жест, вот, допустим, дорога, лес,  но не рассказываю историю, а скорее даю ей заглавие — каждый может рассказывать свое. 

Сергей Звягинцев

А вот эта черепичная плитка из Грузии, дочь привезла эту черепицу, я ничего с ней не делал, буквально пару линий. Удивительная плитка. 

А вот это… мы живем в Западной Украине, я давно заглядывался на сарайчик, покрытый этой черепицей. Когда-то ей был покрыт дом, дом стоит возле железнодорожных путей. Поезда проносятся мимо, дом старый, в нем сменилось не одно поколение. Потом черепицу с дома убрали и переложили на пристройку, и я попросил хозяев отдать черепицу мне. Меня поразили в ней белые вкрапления — как звезды. Время и люди менялись, а дом смотрел своей черепицей в небо. Это называется «Звездный сад». Внизу есть работа с такой же черепицей, называется «Клаптик неба над дахом». 

Конечно, это не звезды, а ракушки, но, когда я отмыл плитки, они стали светится как звезды, как бесконечность. 

И в черепице, и в живописи я стараюсь делать так, чтобы мое «я» исчезло — чтобы человек-зритель подошел в картине, и видел свое — фрагмент города — может Венеции, может — зверей, может — людей. Перебирал бы эти картинки, как морские камешки, достигал бы душевного настроя, похожего на медитацию. Я могу видеть в этом совершенно другое. 

Это как в жизни — перетекание. Мы не можем определить четкую границу, она есть, но невозможно сказать — это любовь, а это — нелюбовь, есть состояние перехода, на грани всегда наступает переход в новое состояние. 

Продолжение выставки в нижнем зале:

— У меня было 12 карандашей разных цветов и разной степени мягкости. Я (допустим)  брал желтый или голубой. Один карандаш — и такое богатство цвета и градаций. С моей стороны это очень простой жест. 

А вот черепица — о небе, о которой мы говорили наверху. Небо и крыша, которые смотрят друг на друга, звезды, песчинки времени.  Я часто иду, вижу старую стену, и мне хочется ее вырезать, поставить в галерею. 

О том, что предшествовало выставке, рассказывает галерист и художник Екатерина Борисенко:

Сергея Звягинцева я знаю давно-мы вместе учились в Академии художеств. На выставке представлена живопись, над которой автор работал годами. Сергей из тех редких художников,которые много «вкладывают» в свои холсты. Восемь лет назад я впервые увидела «черепицу» у Сергея в мастерской, и у меня сразу возникло большое желание  непременно выставить эту инсталляцию в галерее.

Эти годы я терпеливо ждала, когда Сергей будет готов к выставке. Продуманность цветовой гаммы, организация холста — сильные черты Звягинцева. Сергей — глубокий художник, говорящий цветом на холсте. Работать с ним над экспозицией было интересно!

  • Что: выставка Сергея Звягинцева «Фрагмент»
  • Где: галерея Art14,  Михайловский переулок, 14
  • Когда: до 27 января с 12:00 до 19:00
Підтримайте нас, якщо вважаєте, що робота Дейли важлива для вас

Возможно вам также понравится

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *