Украинский художник-классик, который еще в советское время своими абстракциями начал разрушать монолит соцреализма. Работы Дубовика разъехались по всему миру и находятся в самых престижных коллекциях. В первые дни войны он создал сияющий, победительный рисунок «Слава Украине!». В цикле разговоров об Украине, войне и мире звучит голос Александра Дубовика.
Мы с Ириной Буданской звоним из Львова, Александр отвечает нам из Киева:
Ваша жизнь после войны изменилась?
— Конечно, изменилась. Война — это какой-то прошлый век. Это какой-то рубеж, адская пропасть, конец всего. Но мне кажется, что каждое мгновение сейчас, каждый день отделяет нас от какого-то пространства в бесконечном времени.
Каким вы видите будущее Украины?
— Дело в том, что мы привыкли воспринимать все как последовательность: «После этого будет то-то», «Через столько-то лет настанет вот это». Все это ерунда – мы живем в квантовом мире, где может произойти в любую секунду все, что угодно. А квантовый мир говорит, что события происходят там, где больше энергии. Так вот: вся эта энергия сейчас перетекает к нам. В том смысле, что погубить и уничтожить такую колоссальную страну, как Украина, невозможно. И уничтожить наш генофонд не удастся – хотя уничтожение всего украинского это то, к чему стремится Россия.
Что вы чувствуете в эти дни?
— Как и все, я чувствую и растерянность, и страх, и все, что свойственно людям в таких условиях. В силу наших с женой условий, мы не можем куда-то выехать. Тем не менее, я стремлюсь сохранять силы, энергию, мысли, возможность думать и работать.
Что может сделать художник во время войны?
— Я отрезан от мастерской. Что там делать? Но я работаю. Я сделал целый ряд работ акварелью, гуашью – это не только, так сказать, простое отвлечение от каких-то мук, страданий, грустных мыслей, но и моя потребность, моя жизнь, то, что постоянно во мне живет, от чего я не избавлюсь до последних дней своей жизни.
Где вы находите силы?
— Я нахожу силы в той радости и той жизни, которую я прожил. Я нахожу силы в знании того, что меня окружали замечательные люди, они делали невероятные вещи. Это большое счастье.
Каким вы видите свой вклад?
— Я сделал свой рисунок «Слава Украине!», кто-то будет защищать страну, кто-то – стрелять, кто-то – организовывать помощь беженцам. Я могу рисовать. Мне кажется, что главное – сохранить духовную силу, уверенность в том, что Украина не всегда будет разбитой и несчастной. Украина будет красивой, ясной, такой, о какой мы мечтаем сейчас и мечтали всегда. Я в это глубоко верю, потому что я – космический человек, смотрю за пределы собственной жизни, вижу, какие процессы происходят в мире и понимаю, что есть вещи более важные.
У Вас было предчувствие — войны, катастрофы, беды?
— Что касается предчувствий.Я считаю, что то, что я делаю на протяжении десятков лет, это и есть предчувствие. Потому что все мои напряженные триумфаторы, все диалоги, все мои букеты – это предчувствие. У меня есть работа «Апокалипсис». Предчувствие возникало не специально, потому что я чувствовал, что что-то должно произойти. Почему Россия, все время прет сюда? Это комплекс бастарда, который обвиняет своих родителей в том, что они дали ему не ту судьбу. Они чувствовали, что без Киева их империя, какой бы сильной она ни была, не имеет основания. Это пыль, пух, который вмиг улетит. Нет у них оправдания, обоснования, внутреннего стержня. И вот им нужен наш Киев. Возникает парадокс: если это мать городов русских, то зачем ее уничтожать? Если вы разрушите Софию, то как ж вы будете говорить о своем лидерстве, о своем духовном начале, о том, что нужно руководить миром? Это даже не абсурд, а глупость, глупость одного человека – полуграмотного идиота. Это абсурд, это какое-то помутнение. Я этого не могу простить.
Каким вы видите будущее?
Конечно, все это разрушено, всё разбито. Я представляю, как все их ракеты летят в нас. Но я уверен, что Украина никогда не погибнет, не будет уничтожена, даже если ее захватят, черт с ним – исторический процесс неумолим. Я верю, что у Украины есть будущее, и оно очень ясное и прекрасное. Это меня поддерживает.
Текст: Вика Федорина