3 декабря 1722 года родился странствующий философ и поэт Григорий Саввич Сковорода.
Поздравительную телеграмму великому просветителю написала украинский историк культуры, философ, режиссер-документалист, профессор Харьковского национального университета имени В.Н. Каразина Лидия Стародубцева.
Глубокоуважаемый старец Григорий Саввич!
Надеюсь, Вы не против, если я буду называть Вас именно так, ведь Вы и сами не раз подписывали свои письма «старец», «старчик», «пустынник», «любитель священныя Библии» или «студент Григорий Сковорода». Поводом моей поздравительной телеграммы является Ваш день рождения, с коим Вас сердечно поздравляю, благодаря Всевышнего за то, что 297 лет тому назад в сотенном селе Чернухи Лубенского полка Ваша матушка Пелагея, жена малоземельного казака Саввы Сковороды, произвела Вас на свет. Замечу, что словосочетание «сердечно поздравляю» в данном контексте – вовсе не дань штампам, а аллюзия на Вашу «сердечную» линию философствования, которую ныне принято именовать «украинским кордоцентризмом».
Когда я впервые переступила порог Института философии в Киеве, мне сделали лестное предложение написать докторскую диссертацию о Вас как об одном из основоположников философской школы Киево-Могилянской Академии. Я отказалась, потому что в те времена Ваше имя было, только не сердитесь, пожалуйста, некоей официальной иконой: «первый национальный философ Украины», и любой текст о Вас должен был быть вписанным в тесные рамки официозного квазинаучного дискурса (на Вашей латыни discursus). Думаю, Вы и сами бы отказались писать о себе в таком стиле.
С тех пор прошло много лет, я написала множество эссе и даже несколько книг, которые сравнивали с Вашими сочинениями (так и говорили: «она пишет, как Сковорода ХХІ столетия»), и я все больше и больше понимаю глубинное «сродство» моих мыслей с Вашим строем мышления и Вашими сочинениями. Этот странный резонанс не раз меня поражал: стоит мне задуматься о метафизике лабиринта, или о Нарциссе-мудреце, или Лотовой жене и забвении, как тут же, раскрыв томик Ваших сочинений, нахожу ответы на свои вопросы. До чего же восхитительна эта – через более чем два столетия – перекличка!
И чем дольше я живу, тем больше вопросов мне Вам хотелось бы задать. О чем мечтали Вы, когда в свои 12 лет стали «спудеем» Киево-Могилянской Академии? Чем на самом деле были вызваны Ваш отказ стать штатным певчим императорской капеллы в Санкт-Петербурге и решение вернуться в Киев? Почему отказались принять священный сан? Почему сбежали из-под венца, погрузив Вашу невесту в слезы отчаяния? С какими мыслями, взяв в руки заступ, Вы начали копать в земле яму, завещав в ней себя похоронить?
Не так давно я посетила место, которое сегодня именуется «Сковородиновка» и где открыт замечательный музей, в коем собраны те немногие драгоценные вещицы, связанные с Вашей жизнью в этом мире, которые уцелели за минувшие столетия. Вот бы удивились Вы, посетив этот музей и услышав сотни немыслимых легенд о Вашем земном странствии! Я посидела возле Вашего любимого дуба и даже сыграла мелодию на флейте, которую предусмотрительно захватила с собою (она немного напоминает Вашу свирель), и подумала вот о чем. Все теперешнее плачевное состояние украинской философии так же соотносится с Вашим миросозерцанием, как моя пластмассовая, фабричного производства флейта «Yamaha» – с Вашей деревянной, ручной работы нежной дудочкой-свирелью.
С почтением,
Лидия Стародубцева
На фото: Александр Ройтбурд. Из Григория Сковороды. 1986.