Второй разговор Kyiv Daily с дирижером New Era Orchestra Татьяной Калиниченко — о концерте Baroque Twist, завершившем фестиваль Bouquet Kyiv Stage, концерте о путешествии в ночь и плохую погоду.
Почему актуализация Вивальди сегодня — это важно? Вы делаете его современным композитором.
— Он и есть современный композитор. Мы недавно придумывали концепцию альбома, (там не только Вивальди, но многое на Вивальди завязано), работали со слоганом «Вивальди — это назад в будущее». Эта музыка, которой почти 300 лет, — и она невероятно актуальна. Она в чем-то намного современнее, чем та музыка, которая создается сегодня. Это мой взгляд, он очень субъективный, я так чувствую.
Как вы выбрали партитуру Макса Рихтера?
— Я положила глаз на это произведение, еще когда оно было написано, по-моему, в 2012 или 2013-м году. Макс Рихтер сделал его в нескольких версиях, в том числе с электроникой. Я считаю, что на сегодняшний день это самая лучшая версия «Времен года». Есть оригинал, который написал Вивальди и есть версия Макса Рихтера, и Recomposed Рихтера по выдумке и интересным находкам ничуть не уступает оригиналу. Я думаю, что если бы Вивальди мог, он бы пожал руку Максу Рихтеру. На самом деле существует миллиард аранжировок «Времен года» для всевозможных комбинаций инструментов, но эта версия Рихтера — отдельная, она очень популярна, ее очень много исполняют по всему миру. И можно понять, почему – это, действительно, гениальное произведение.
Ты получаешь какой-то нереальный кайф от исполнения, в партитуре есть много неожиданного. Рихтер берет и чуть-чуть меняет оригинальную партитуру, все звучит похоже, но чуть-чуть не так, как все привыкли. Макс Рихтер сделал свое видение Вивальди очень аккуратно и с большим уважением к оригиналу. Благодаря ему открылась неожиданная грань этого произведения — вот так может звучать Вивальди сегодня. Это не означает, что оригинальный Four Seasons Вивальди хуже. Просто получилось так, что и Вивальди и Рихтер создали шедевры.
Это один момент.
Второе: «Зачем актуализация Вивальди сегодня?» Есть такие распространенные формулы: Бах — первый джазмен, настоящий джазовый музыкант, музыка Баха — это джазовая импровизация, а Вивальди — настоящая рок-звезда, рок-музыкант, его музыке много лет, но он не теряет своего первенства. Некоторые рок-музыканты, наверно, очень хотели бы, чтобы их музыка имела такое же воздействие, как Вивальди, но не у всех получается.
Когда исполняешь некоторые произведения Вивальди, понимаешь, что это рок-музыка в чистом виде, естественно, с барочной стилистикой, у нее очень мощная энергия.
Как вы нашли суперзвезду Мориса Штегера?
— Долго искала. Я упорная и целеустремленная. Как только, благодаря нашему общему другу, я узнала о нем, когда увидела первый ролик Мориса, я сразу влюбилась.
Трудно было привезти его сейчас на фестиваль?
— Если ты что-то делаешь очень хорошо — это, по определению, трудно. Но если тебе это нравится — у тебя есть большая внутренняя компенсация (улыбается). Сложилась какая-то такая штука, когда ты понимаешь, что все помогает, все работает на результат. Все складывается, все получается.
Глядя на Штегера во время концерта, можно было сказать, что он получал от него невероятное удовольствие.
— Он так и написал в своем отзыве. Он нереальный. Кроме того, что он супермузыкант, он педагог, он лектор. Он умеет рассказать о музыке так, что впечатление от того, как он божественно играет, только усиливается.
А как он работал с музыкантами?
— Морис очень внимателен и очень открыт.
Это было великолепное ансамблевое музицирование, настоящий диалог.
Зачем сегодня учиться играть на барочной флейте, если есть поперечная?
— Барочная музыка и написана для этого инструмента, она будет абсолютно не так звучать на современной флейте. Барочная флейта была в свое время главнее скрипки. Она была ведущей, как сейчас скрипка.
Во времена Ренессанса и барокко блокфлейта была одним из самых распространенных инструментов, на нем играли профессионалы и любители: для тогдашних аристократов умение играть на блокфлейте считалось хорошим тоном. Кроме того, этот инструмент ассоциировался с чувственной любовью, и один из трактатов того времени рекомендовал не играть на нем в концертах в присутствии женщин, «а то мало ли что…» Скрипка намного позже заняла то место, к которому мы все привыкли.
С художественной точки зрения, Штегер может заставить блокфлейту так звучать, что перестаешь понимать, что это за инструмент. Есть блокфлейта и Морис. А вместе они — какой-то новый инструмент, неизвестный людям. Весь его организм звучит вместе с инструментом.
Что исполнение старинной музыки дает современным музыкантам, которые воспитаны в другой традиции?
— В Украине за последние двадцать лет произошли большие изменения, старинной музыкой начали заниматься профессионально, к тому же у меня работают ведущие украинские музыканты-барочники, ученики авторитетных мировых специалистов в этой области: Кирилл Шарапов, Виктор Рекало, Ольга Шадрина-Лычак. Они очень хорошо понимают, как эту музыку играть. По сути, это были не только репетиции, но и мастер-классы внутри оркестра, в том числе для меня.
Если посмотреть на нотный текст барочных произведений – он предельно простой. Но простота эта – внешняя, на самом деле над ним нужно очень много работать. Ни одна последующая музыкальная фраза не должна повторять предыдущую, каждый раз всё должно быть чуть-чуть иначе.
Это «чуть-чуть» — вот это и есть искусство. В этой музыке есть много того, чего не написано, не произнесено в нотах. Главное — умение понимать, что можно с этим сделать. Это в чем-то превосходит некоторые сложнейшие современные партитуры. Простые ноты, простая структура — по идее, все можно за полчаса выучить. Нет. После этого ты у уже не можешь быть прежним, ты начинаешь по-другому мыслить, и это влияет на все, что ты делаешь потом.
Ваши впечатления, ваши оценки концерта Baroque Twist. Что понравилось? Не понравилось? Что было сложно?
— Из позитивного – я очень благодарна Посольству Швейцарии в Украине за их вклад в организацию концерта. Я безмерно признательна всей команде фестиваля Bouquet Kyiv Stage и Евгению Уткину за их помощь и поддержку.
А о сложностях — жаль, что не удалось договориться с погодой (улыбается). Что будет по прогнозу мы понимали уже накануне, но такого разгула стихии не ожидал никто.
Это был не просто дождь.
— Да, мы все заметили, что это был не просто дождь. Накануне вечером после репетиции мы общались с Морисом, он показал мне экран айфона: «Таня, ты это видишь? Что мы будем делать, если будет именно так?» Я сказала: «Морис, давай так. У нас нет плана Б, есть только план А. Если будет так, как написано в телефоне… Ты же первый раз в Украине? Есть старая украинская традиция: если люди женятся и идет дождь, все будет не просто хорошо. Все будет идеально».
Но в тот момент, когда это происходило, — а был не просто дождь, — тебе очень сложно думать о дожде, как о хорошей примете. На тебя ветки летят. Дождь ведь не капал, он стоял сплошной стеной, он залил на сцене все, что можно было залить. Организаторы делали все возможное и невозможное, принесли пледы, дождевики, накрыли инструменты – но это мало помогало, это был Всемирный Потоп в миниатюре.
И эта ситуация — стрессовая, неожиданная — сработала как-то наоборот — мы все объединились. Никто не сказал мне: «Мне холодно! У меня промокли ноги и ноты. Я играть не буду». Мы сгруппировались, и решили играть второе отделение концерта. На Мориса это произвело какое-то нереальное впечатление, он видел, как все решалось в одну минуту. Для него это был большой кайф: «Да, давайте. Я с вами». Это был супер-квест.
Ну и — это ведь святое место, Святая София, с тысячелетней историей – похоже, здесь прямая связь с небесами. Так оно, наверно, работает.
Видимо, Вивальди, и Телеман, и Гендель во время концерта с этих ливневых облаков наблюдали за нами и слушали музыку. Я думаю, что после концерта (если там можно, конечно) они должны были выпить.
Это был концерт в их честь.
— Они 100% там выпили — или вина, или какого-то хорошего коньяка.
И после этого ливня стало понятно окончательно, почему Twist.
— Барокко с каким-то «…Ух!» — и оно сработало — именно так, как я назвала. Правда, больше, чем я думала.
Первое отделение прошло прекрасно: комфортно играть было, звук был просто великолепный, и техническое сопровождение на высоте. Это нереальное удовольствие!
А дальше включилась стихия.
— Журналисты часто спрашивают: «Были ли у вас такие истории, необычные ситуации, о которых вы бы рассказали?». Теперь я буду рассказывать нашу историю про дождь и Baroque Twist.
И у Мориса теперь есть эта история, он прожил ее вместе с нами. Он написал прекрасный отзыв о концерте, там есть прикольная фраза «… «La Notte» Вивальди буквально воплотилась наяву вчера в Киеве. Я благодарен за этот сенсационный опыт».
«La notte» — это произведение о прогулке по Венеции в плохую погоду (дождь, ветер, ураган). Вивальди написал его почти 300 лет назад. Получается, что прошло столько времени, и оно прозвучало именно в этот день так, как было задумано автором.
Получился концерт в 3D.
— Серьезно.
Вы будете играть тихую кабинетную музыку в хорошую погоду?
— Я подумаю об этом.
Текст: Вика Федорина