Одна из премьер театра «Золотые ворота» этого сезона — «Білка, яка прожила 100 років». Жанр указан: «фантазии Библив и Жиркова» — постановка Стаса Жиркова, играет Виталина Библив. Это моноспектакль, в его основе спектакля — пьеса Олега Михайлова «Подлинная история фрекен Хильдур Бок, ровесницы века».
На сцене — то ли белка в белоснежном пуховике, то ли человек, закутанный в «одеяло» на фоне кухни. Перед зрителем фрекен Хильдур Бок, она, как на исповеди, рассказывает свою жизнь, словно она в эфире какой-то телепрограммы. Этой женщине нравится наблюдать в парке Скансен за белками с облезлыми хвостами, белки — голодают.
Это могла быть одна из тысячи жизненных историй, которые мы периодически видим/слышим в телешоу или наблюдаем в соседнем доме. Библив наполняет свою героиню такой энергетикой и масштабностью, что каждый ее взгляд в зрительный зал бьет током. Взгляд это обладает невероятной силой убедительности.
Фантазии режиссера Стаса Жиркова актриса умножает своим мастерством и импровизацией. Особенно это заметно, если на сцене все вдруг идет не по плану. Органичность комического и трагического, самоиронии и горькой реальности, юмора и сочувствия в жизни своей героини Виталина Библив раскрывает дозированно, но очень насыщенно. Так, чтобы зритель прочувствовал смысл и «вкус» каждой фразы в коктейле жизненных обстоятельств.
В камерном зале героиня Виталины Библив рассказывает зрителю о своей жизнь довольно интимные вещи, такие не каждый сможет произнести и сам себе. Например, про желанную брошку своей матери, после смерти той брошка достается фрекен Хильдур. Или про чувство вины из-за погибшей сестры Фриду. В жизни фрекен Хильдур Бок было немного людей, которых она любила или несла за них ответственность. И даже брошка, которая на первый взгляд воспринимается как незначительная деталь — это своеобразная рефлексия длинною всю жизнь о том, что когда фрекен была ребенком, брошка в какой-то момент для нее была дороже матери.
Жизнь фрекен Хильдур Бок скорее напоминает психодраму, в которой героиня пытается обрести гармонию и счастье. Но на пути к ним ей предстоит пройти много испытаний. Ключевым в этой цепочке событий становится образ супруга фрекен, Юлиус, которого она с наслаждением «поглощает». В спектакле образ Юлиуса обыгрывается через орешек. Эта метафора вызывает разные эмоции у зрителей, но Белка-Библив делает это на сцене с блаженством и с абсолютной любовью. Юлиус в ее жизни — своего рода заслуженная награда за одиночество.
Именно одиночество, на грани с безысходностью, невидимая тень героини. Но, укутавшись в одеяло-пуховик, как бы тепло и надежно в нем не было, ты не защитишься от отчаяния и боли. Можно гулять в парке Скансен или Мариинском парке — поддержка необходима всем, даже если орешки рассыпаны всюду.
А вы кормите белок в парках?
Текст: Ирина Голиздра
Ближайший спектакль 17 августа