20 ноября в центре современного искусства «Белый Свет» открылась выставка «Черным по белому» художников Владислава Крышовского и Владислава Шерешевского. Художник Матвей Вайсберг рассказывает о том, что на ней увидел (и не только об этом):
Сначала скажу о Шерике, мы с ним знакомы наверное лет сто, со времен РХСШ. Я был старше, но РХСШовцы любого выпуска друг друга узнают, мгновенно. Более плотно мы с ним познакомились и подружились уже после школы — сначала мы оба были в сквоте на Большой Житомирской, БЖ Арт, но мы были в разных парадных, это тоже имеет значение: я был со стороны Большой Житомирской, он — со стороны улицы Гончара. Картинки друг-друга, конечно же, видели. А около 20 лет назад у нас случилась топографическая близость, в два лестничных пролета: у него мастерская на восьмом этаже, у меня на седьмом.
Слава человек страшно коммуникабельный — все чае- кофе- и прочие пития происходят у него в мастерской, все к этому давно привыкли.
Мы крепко сдружились, и по человеческим, и по эстетическим причинам. По человеческим, понятно, по эстетическим — потому что мы оба принадлежим к поколению людей (и я надеюсь, на нас это не закончится), для которых живопись, и вообще работа на плоскости — самодостаточна и бесконечна. Иной способ риторики мне практически не нужен. Более того, не будучи ретроградом, я считаю, что попытки обойти школу напрасны. Как можно стать капитаном корабля, не выучив географии, не зная лоций?
Мы оба любим (по крайней мере, я люблю) наши со Славой профессиональные разговоры, они для посторонних звучат, как мычание («вот тут мазни»), он художник, который работает со словом. В нем сразу видны школа и талант художника и остроумца. Его «хулиганство» мне понятно и приятно, оно — это часть традиций РХСШ.
Теперь о выставке — иногда, даже у такого веселого человека Шерешевского, сквозь шутки прорываются печаль и надрыв. Времена тяжелые, и профессия наша, не смотря на внешнюю респектабельность, очень рискованная: сейчас ты заработал, а потом три года тебя не покупают.
Влада Крышовского я знаю не так давно, как Славу. Мы познакомились, когда я готовил выставку в «Белом свете», он там работает. Я даже не знал, что он рисует — ну вот, человек в галерее. Хотя художник, работающий в галерее — это нормально, заграницей практически все художники где-то работают, кто-то преподает, кто-то работает в галерее. А потом я увидел графику Крышовского, и это было, как говорил Пиросмани «удар по глазам». Живопись ( в широком смысле, живопись равно изобразительное искусство) любо есть, либо ее нет, в случае Влада она есть, — это хорошая, живая графика. Эта графика хорошо срифмовалась со Славиными живописными работами.
Влад Крышовский ужасно стеснялся на открытии, совершенно напрасно: с его работами все в порядке, как у Бродского, «где надо — гладко, где надо — шерсть». Когда-то замечательный, известный всем теоретик авангарда Дмитрий Емельянович Горбачев, сказал, что живопись есть «вздутие и разжатие в формальном смысле» — и у Влада это есть.
Я не знаю, почему это красиво, я не берусь открыть формулу красоты, и все прочие формулы.
В работах Крышовского, кроме того, что они красивы, есть свежесть. Я с удовольствием разглядывал его коллизии со спортсменами, машинами, девушками…
Его работы, с одной стороны, смешные, с другой — незлые. Они — на грани приличия, хотя как можно говорить о приличие в искусстве? Они брутальны, но эта брутальность — форма борьбы с пошлостью, — эту формулу я употребляю к Лесю Подеревянскому, но тоже самое и тут. В них нет высокопарной глупости и пафоса (я не противник пафоса, он есть уже в том, что мы живем, в мужестве быть), его графика не пустая и, как способ разговора, мне близка и понятна. Этот разговор не занижен, он как бы о смешных и забавных вещах, но в том числе — и не смешных.
Объединение этих двоих художников — хороший ход, парафраз, возможно, передача эстафетной палочки. Литературный и трагический Шерешевский (я вижу в нем много от Гашека и его трагичного Швейка) хорошо сочетается с Крышовским, это сочетание интересно рассматривать вот так просто, объемной картинкой.
- Что: выставка «Черным по белому» художников Владислава Крышовского и Владислава Шерешевского.
- Когда: до 9 декабря; вторник—воскресенье: 11:00–19: 00; понедельник – выходной.
- Где: Центр Современного Искусства «Белый Свет», Пушкинская, 21а