Прозаик и культуролог Евгений Деменок рассказывает, что сейчас смотреть в Праге (выставку Купки, конечно).
В отличие от Вены, где о новых выставках вы можете узнать сразу по прилету, просто осмотревшись по сторонам в аэропорту, о пражских культурных событиях можно не знать, даже живя в чешской столице. Помню, как о концерте Пола Маккартни я узнал, совершенно случайно увидев биллборд на окружной дороге. Чешские сокровища часто скрыты от постороннего глаза. И, тем не менее, в Праге всегда есть что посмотреть, тут происходит множество культурных событий и два-три раза в год проходят большие резонансные выставки. Вот, к примеру, только с середины прошлого года и до сегодня тут прошла большая ретроспективная выставка работ Марии Лассниг, представляли свои работы Герхард Рихтер и Ай Вэйвэй – и это не считая десятков выставок поскромнее.
Еще одна пражская особенность – отсутствие у Национальной галереи единого большого помещения. Коллекция галереи разбросана – она экспонируется в пяти дворцах и одном монастыре (прекрасном монастыре святой Анежки Чешской, где выставлено средневековое искусство Богемии и Центральной Европы, категорически рекомендую); а выставки проводятся в Вальдштейнском манеже на Малой стране. Кроме того, выставки проводятся в Галерее Праги (Galerie hlavního města Prahy) и еще в целом ряде дворцов, музеев и галерей. Так что нужно быть всегда начеку, чтобы не пропустить что-то важное. Сейчас важное – это большая ретроспективная выставка работ Франтишека Купки, самого, пожалуй, известного и дорогого чешского художника (да-да, я помню о Мухе, но Купка серьезнее).
Почему нужно идти смотреть Купку? Во-первых, он удивительно талантлив во всех своих художественных проявлениях – будь то газетные карикатуры, экспрессионизм, символистские полотна либо абстракция. Все удавалось ему превосходно. Во-вторых, он был новатором, одним из пионеров абстрактного искусства – наряду с Кандинским и Робером Делоне. В-третьих, это самая полная ретроспектива его работ, и можно наглядно проследить, как фигуративные работы постепенно приобретают черты абстракции, позже полностью переходя в нее (работа «Клавиши фортепиано. Озеро» – самый яркий пример). У Кандинского этот путь можно проследить по работам, хранящемся в мюнхенском Ленбахаусе, а у Купки – как раз на выставке в Праге.
Несмотря на то, что Франтишек Купка, наверное, самый известный в мире чешский художник, во время тоталитаризма он был практически незнаком чешской публике – что уж говорить о советской. О нем не говорили в прессе, не писали в газетах, о его таланте догадывался лишь узкий круг знатоков искусства. Многим его имя незнакомо и сейчас – поэтому есть уникальный шанс открыть для себя действительно великого художника. Тем более что многие вещи, которые он делал – уникальны. Достаточно посмотреть на работы «Цветные плоскости (Женщина в треугольниках)», «История о пестиках и тычинках», его знаменитые «вертикали» или работы из серии «Машинизм». Ну и, конечно, главная работа выставки – его «Аморфа. Фуга в двух цветах», вызвавшая скандал на Осеннем салоне в 1921 году. Гийом Аполлинер тогда причислил его к орфистам, но Купка отказался называть себя орфистом. Всю жизнь он «привлекался» в группы символистов, кубистов, орфистов, абстракционистов, но в итоге отовсюду выходил и оставался сам по себе, в стороне от всех.
Большую часть своей жизни Франтишек Купка прожил во Франции, поэтому неудивительно, что впервые ретроспектива была показана в Гран-Пале Париже и имела огромный успех. После Праги выставка поедет в Хельсинки.
- Что: Выставка «Франтишек Купка 1871 – 1957». проходит в Валдштейнском манеже (выставочном зале Национальной галереи)
- Когда: до 20 января 2019 г.; вход для посетителей: ежедневно с 10 до 18 часов, в среду – с 10 до 20 часов.
- Где: Valdštejnská 3; телефон: +420 257 073 136