Говорит Донецк

Говорит Донецк

Это не статья, не колонка, не эссе —  здесь буквально, говорит Донецк, это слова наших соотечественников, бывших жителей Донецка о фильме Сергея Лозницы  «Донбасс». 

Ия Кива, поэт

Фильм «Донбасс» Сергея Лозницы — трэш, пародия, шарж, стеб. Над чем? Я бы сказала, что над проектом «Новороссия» ( так называемые ДНР, и так называемые ЛНР в фильме не фигурируют). Это стеб человека, снимающего талантливое авторское кино, над режиссером, придумавшим проект абсолютно бездарный, который только то и умеет, что воровать и перелицовывать придуманное другими.

Говорит Донецк

Большинство героев похожи то ли на кукол, то ли на фриков, то ли на персонажей «Мертвых душ». Эдакие «Маски-шоу» в партизанском отряде» (была такая серия), только здесь пародия, помноженная на пародию, дает в сумме невеселую реальность. В этом смысле появление Георгия Делиева и Натальи Бузько в фильме весьма красноречиво. Впрочем, они здесь и в роли персонажей фильмов Киры Муратовой, аллюзии на поздние фильмы которой не увидит разве что ленивый. Особенно в новелле о роддоме, где знаменитые муратовские повторы, уходящие корнями в эстетику театра абсурда, создают впечатление беспросветного делириума.

Несмотря на то, что остается за кадром (а война находится именно там), фильм очень смешной. Шутку о «мощах святого мученика Чурилы Пленковича» и гоголевскую свадьбу с «четой Яичниц», думаю, филологи оценят точно. Главное — не забывать, над чем мы смеемся, потому что пьеса плохая, актеры посредственные, зато смерти настоящие. И вопрос «кто режиссер» («кто у вас тут главный»? версус «нас там нет») остается открытым.

Как человек, проживший в Донецке 30 лет, я не могу сказать, что не узнаю в фильме людей, виденных мной в 2014 году на улицах родного города. Картина жутковатого и бессмысленного маргинального бунта жителей Двора чудес в чьей-то бездарной постановке совпадает с моим ощущением от начала оккупации. Фильм вообще то и дело заставляет проводить параллели не столько с прецедентами из истории, сколько с литературными произведениями или кино. Как будто тебе говорят: люди, дорогие, не снимайте так, не пишите так, это плохо, это графомания. Не Муратова, но пародия на Муратову. Не Гоголь, но пародия на Гоголя.

Говорит Донецк

Я абсолютно не уверена в том, что все выше сказанное будет считано, а фильм не будет воспринят как прямое высказывание, как пресловутая «вся правда» о Донбассе. У тех, кто знает об этом регионе только из новостей (часто — военного времени) и, что называется, «не в теме», есть все шансы увидеть события как «так было на самом деле», а людей — как «они там все такие», что станет поводом для еще большей стигматизации жителей (уроженцев) Донецкой и Луганской областей. А о людях вообще и дончанах в частности скорее многое говорит эпизод с бабушкой в платочке с вопросом «давно ждешь, сынок?» (транспорт). Она живет своей частной жизнью и как будто не замечает ни войны, ни оккупантов, ни того, что обращается к связанному украинскому добровольцу, попавшему в плен.

Но можно представить себе и совершенно другой сценарий. После просмотра люди захотят встретиться с вынужденными переселенцами и поговорить о фильме, Донбассе, их жизни до войны. Звучит немножко утопически, но почему бы и нет.

Юлия Белинская, издатель

Мне крайне не нравится то, что происходит на Донбассе. Мне крайне не понравилось то, что происходит на экране в одноименном фильме Лозницы. Слишком пугающе правдобподобны сцены, декорации и герои. Порой создается впечатление, что фильм документальный и только слабая игра актеров напоминает о том, что ряженные казаки, ополченцы и гопники все-таки актеры, а фильм — постановочный. Как всегда у Лозницы, людские пороки гиперболизированы, а безнадежность кажется будет длиться до скончания веков. Образ войны пугает. Не только из-за видов погибших людей или кровавости, но из-за человеческой глупости, недальновидности, злости.

Говорит Донецк

«Донбасс» вряд ли можно назвать приятным или интересным фильмом. Да и вряд ли таким может быть фильм о не объявленной войне, которая продолжается по сей день. Он как соль, присыпанная на незаживающую рану.

Сергей Захаров, художник

Комментарий: Я увидела на странице Сергея комментарий о фильме:  «Подивився «Донбас». По всім емоційним відгуками чекав якоїсь грандіозної епічності. Але слава богу фільм не такий. Гарна картина-петчворк з набору етюдів. І вся гіперболізація сцен не переб’є абсурд того, що відбувалося в реалі. Хороший баланс затягнутості і динаміки, «Це стіл, а це люди» (бомбосховище).  Та за значимістю однаково- обшарпаний стіл, обшарпані люди, ніякої різниці і весілля, де можна іржати з впізнаваності себе ж. І всі персонажі такі мерзенні, прям рідні, І це ми, і там, і тут, і де завгодно» —  и попросила написать его развернутый текст о фильме, Сергей написал, вот он:

Странно, что фильм признан русофобским. С той стороны, со стороны врага, бывшего хозяина–рабовладельца. Фильм скорее украинофобский, ведь кроме секундного эпизода со стыдливо прячущимися «ихтамнетами», россиян-то там и нет. Все персонажи — граждане Украины, оказавшимися в определенной ситуации в определенное время. 

Говорит Донецк

Лозница в одном из интервью сказал, что подобного в Киеве или Львове не могло случиться, потому что люди показали, что они там  другие.  (???) Да, накануне 2014-го Киев показал, но Киев — разве особенное место с особенными людьми? А люди… такие везде и всюду, тем более в Киеве, Майдан — это триумф меньшинства на самом деле, того меньшинства, которое на весах истории перетянет любое количественное большинство остальных. Для меня Майдан был чудом. Выйти на баррикады, без оглядки на то, что победу никто не гарантирует, завтра тебя быть может уничтожат, но ты об этом не думаешь. Эти люди с первых дней противостояния для меня — настоящие герои. А типажи у Лозницы… да сколько угодно их здесь и сейчас. Выйти на улицу, проехаться в маршрутке, чем Кива и прочие клоуны с рекламных щитов отличаются от тех, которые действуют на неподконтрольных нам местах? Вы такую свадьбу только сейчас в кино увидели? Агрессия со стороны помноженная на такой уровень самосознания приносит именно такие плоды. Это хороший повод задуматься. Сделать очередной шаг, тем более что первый уже сделан.

Руслан Скляренко, юрист

Я смотрел фильм с братом жены, зал в «Ультрамарине» был неполон, прошло 15-20 минут фильма, и эти немногие зрители начали уходить. Мне кажется, уходить начали потому, что фильм этот — для узкой категории зрителей. Это не развлекательное кино. Нудное, тяжелое, не интересное. Так что уходящих с просмотра можно понять.  

Когда я приехал в Киев в 2014 году, я был в шоке: я как будто попал в другую страну, в которой нет войны — тут многие о ней не знают, многим — все равно, они не понимают, что происходит, почему это происходит. Все разговоры о политике и геополитике можно отбросить и  говорить о той реальности, которая нас окружает — равнодушие к этой войне. 

Я уехал, — хорошо помню дату, 8 июля 2014 года, из Славянска в Донецк зашел Гиркин со своими, и начался беспредел еще больший, чем был.  

Говорит Донецк

Первое, что мне понравилось в фильме, чему можно аплодировать, — это пейзажи. Они настоящие. Этот мрак, грязь, переезды, все степное, беспросветно серое и депрессивное — все это родом из моего детства. 

Типаж сепаратистов (незаконных вооруженных формирований) передан точно, оговорюсь,  для своего времени, 2014-2015-го, это сейчас там провели чистки, и там уже кадровые военные РФ. А тогда — на блокпостах и вокруг были такие, полубандитское сепаратистское ополчение, низшие слои, которые были ничем и стали всем. 

Сюжет — ничего нового, все это знают, и эта свадьба  — как картинка свадьбы Моторолы с Леной Каленкиной, с пулеметами и георгиевскими ленточками, Волноваха, далее Алчевск… 

Я сказал бы так: фильм Лозницы нежный (лагiдний) — в реальности все было намного страшней. И пытки страшней, и издевательства над украинскими военными, и убийства, и отжимания бизнеса.  

Начало фильма и его конец (статисты и расстрел статистов) связаны: они показывают, что люди своей ложью и равнодушием умножают зло.

Я считаю, что этот фильм надо показывать тем, кто находится в группе риска, связывает свои надежды с русским миром. Не надо на его счет заблуждаться. 

Да и всем надо, и тем, кто знает и хочет забыть: не надо этого забывать. И тем, кто не знает — пусть не помогают злу.

Підтримайте нас, якщо вважаєте, що робота Дейли важлива для вас

Возможно вам также понравится

4 коментарі

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *