Трагедия Вильяма Шекспира «Кориолан» на сцене Национального академического драматического театра имени Ивана Франка в интерпретации Дмитрия Богомазова превратилась в политическую сатиру об украинской демократии. Режиссер-философ, подставляя национальные переменные в вечные классические формулы, отрезвляюще едко рассуждает о народе, о его герое и его же власти, волей случая оказавшихся на одной странице исторической летописи.
Пьесу «Кориолан» любят в мировом театре. История о Кае Марции Кориолане непобедимом воине, который так и не стал общественным лидером, в пересказе именитых европейских режиссеров, как правило, изобличает всю подноготную мира политики, сплошь состоящую из лести, заговоров, интриг и предательств. Дмитрий Богомазов, не отрицая этих уже политических констант, намеренно делает сюжет схематичным, укрупняя и упрощая многолюдную пьесу из античной жизни до фатального треугольника народ – герой – власть. И вдруг за этой, казалось бы, простой геометрией вырисовывается сложная метафора трех политических систем: демократии, диктатуры и олигархии, которые тесня друг друга, толкаются на крошечном пятачке пьяццо-майдана под грозной белоснежной античной статуей. А где-то неподалеку уже маршируют варвары…
Этот предельно точный узнаваемый образ нашей страны, тем не менее, не профанирует спектакль до уровня газетных карикатур или желчных обвинений в соцсетях всех и вся, что светлое будущее все никак не разразится на наши неумолимо седеющие головы. Дмитрий Богомазов, конечно же рассказывает об Украине, но предлагает взглянуть на наш социально-политический контекст глазами взрослого человека, которому не отшибло историческую память и который помнит крах империи, смутное время 1990-х, наивные надежды 2000-х, гнев, хаос и кровь последних лет. И хотя этот «Кориолан», конечно же, про сейчас, но сдержанность в суждениях и аккуратность критики государственной системы, за которые режиссеру уже пеняют все те, кто ждет от театра громких и резких слов, как раз навевают меланхоличные воспоминания о толстых учебниках с длинным перечнем имен забытых правителей и революционеров. В этом «Кориолане» наше «сейчас» встраивается, как пазл, в общее «всегда», усмиряя бунт личности против исторического времени.
Впрочем, в спектакле личность героя утрирована до культа с прямым намеком на тоталитарное прошлое. Нонконформизм Кориолана в исполнении Дмитрия Рыбалевского в его твердолобой принципиальности, которая поначалу кажется доблестью. Но чем дальше, тем очевиднее становится, что это гордое божество невероятно жестокое. Кориолан диктатор от рождения – ему дана нечеловеческая сила противостоять толпе и даже тщеславию, но он не умеет контролировать свой гнев. Ему проще уничтожить оппонента, чем переубедить.
Потому-то и случается трагедия – Кориолан мстит за предательство своему электорату, который сначала выбрал, а потом предал его. Дмитрий Богомазов не без иронии подмечает, что настоящий герой – враг народа. Ведь живописная толпа-массовка, которая появляется на сцене то под ритмичное музыкальное ликование, то с палками в угрюмой тишине, всегда норовит выбрать своими представителями во власти суетливых клоунов. В роли последних двое народных трибунов в исполнении Остапа Ступки и Ивана Шарана, искрометная пародия на наших депутатов сразу всех созывов. Вот эта парочка полудурков, лишенная на генетическом уровне представлений о чести и совести, как раз и руководит, как оркестром, кучкой перепуганных людей, в руках которых выбор власти. За всем этим хладнокровно наблюдает влиятельная каста аристократов-олигархов, которою в любой политической системе стабильность всегда интересует больше идеологии.
Пожалуй, уже давно пора сказать: эта политическая сатира упакована в стильную форму голливудского блокбастера. Сценограф Петр Богомазов выстраивает на сцене павильон-хамелон из стекла и белого кафеля, мерцающий разными видеопроекциями и превращающийся в разные локации. Одна из них – терраса с видом на море, на которой пируют варвары, смахивающие на мрачных готов-неформалов из какого-нибудь постапокалиптического боевика. И тут же разгуливает влиятельный Менений Агриппа (Богдан Бенюк) в образе Винстона Черчилля никак не иначе из «Темных времен», в сценах боевых сражений сложно не разглядеть цитат из «300 спартанцев. Всё вперемешку, и всё претендует на окончательную правоту, на главный стиль эпохи перемен.
Финал у этого спектакля, понятное дело, грустный. Хотя и не безнадежный. Каким-то непостижимым образом Кориолан приходит к невероятному как для него выводу: героя определяет не список подвигов, а бескорыстность жертвы. В спектакле даже пишут большими кровавыми буквами ответ на вопрос, какая же сила сильнее смерти. Хотя… куда важнее вывод о том, что борьба за власть в любом ее виде изначально не предполагает победителя. По крайней мере, очень сложно определить, на кого все-таки возлагать лавровый венок. Куда проще понять, кого же накрывать истрепанным полотнищем флага.
Текст: Ирина Чужинова
Фото: Виктор Марущенко
- Что: спектакль «Коріолан»
- Когда: 30 марта, 19:00
- Где: театр имени Ивана Франко, площадь Ивана Франко, 3.