19 ноября в Национальной филармонии Украины состоится концерт «На захист миру», организаторами которого выступают Национальная филармония Украины и S.T.ART Foundation.
Концерт «На захист миру» — это часть программы, которая в следующем году будет представлена на сцене легендарной Национальной филармонии Берлина в рамках проекта «Киев-Берлин. В защиту мира» — масштабной междисциплинарной инициативы, реализуемой при содействии Посольства Украины в Германии и Украинского культурного фонда. В Германию Национальный Симфонический оркестр Украины и хор «AVE choir» привезут программу, сформированную из произведений Людвига ван Бетховена, Роберта Шумана, Максима Березовского и украинской композиторки Виктории Полевой, чьи произведения звучат на концертах в десятках стран мира. Ее фундаментальная работа «Ода к Радости», посвященная годовщине падения Берлинской стены, будет представлена украинской публике 19 ноября. Именно «Ода к Радости» ляжет в основу и киевского концерта, и концерта в Берлине.
В течение последних нескольких месяцев в Киеве продолжаются репетиции хора под руководством Оксаны Никитюк. Ave Choir — профессиональные хормейстеры и вокалисты, выпускники НМАУ имени Чайковского, лауреаты международных конкурсов.
19 ноября хор выступит в смешанном составе, к счастью, архитектура Национальной филармонии позволяет организовать выступление безопасным в условиях карантина образом.
Оксана Никитюк была одной из исполнительниц первого выступления хора с произведением «Ода к Радости» еще в 2009 году. Сейчас, спустя десять лет, они обе – и композитор и руководитель хора — возвращаются к «Оде» с новым, актуальным прочтением.
19 ноября Оксана Никитюк выступит и в роли одной из солисток проекта, вместе с Сусанной Чахоян и Романом Мелишем. В концерте Бетховена для фортепиано с оркестром будет солировать пианист Роман Лопатинский — один из самых успешных молодых украинских музыкантов нашего времени. А руководить оркестром в Национальной филармонии будет Владимир Сиренко — главный дирижер и художественный руководитель Национального симфонического оркестра Украины. Сиренко и Полевую связывают более тридцати лет дружбы, и именно он был первым дирижером, сыгравшим «Оду к Радости» еще тогда, в 2009 году.
В одном из своих интервью Полевая сказала, что никогда не выбирала жанр или способ изложения намеренно. Но именно хоровая ткань оказалась для композиторки идеальной. С одной стороны, бесконечное множество тембровых вариаций, возможность передавать изменения света, звуковая дышащая, светящаяся масса, гибкий, пластичный, текучий как само время материал. С другой – мощь, единство, слияние массы в целое, «голос его как шум вод многих». И еще, удивительная красота образа поющего человека, возможность передать, выявить это «блаженство человечности».
По словам композиторки, в Украине очень хорошо развито хоровое пение, украинская школа признана во всем мире. Но подчас Полевой недостает более светлого, чистого звучания, которое более выражено в европейской певческой традиции. В своей композиции «Ода радости» она обращается именно к такой школе, объединяя украинскую хоровую традицию с европейскими ценностями.
Полевая отмечает — она очень хотела бы, чтобы украинские хористы владели разнообразными манерами пения, чтобы это стало нормой. «Византийская певческая традиция, сербское церковное пение, болгарское, восточная арабская мелизматика – все эти чудесные вещи еще не вошли в практику, а они очень хороши».
О чем ее музыка? «Не знаю, — говорит Полевая, — Возможно, о человеке… О его безмерной слабости и великих дарованиях. О силах, которые его окружают. О том, что его ждет в будущем. Я все время смотрю в живое. Мне нравятся люди, их противоречивость и родство с Небом. И нравится, что жизнь окружена тайной».
Координатор и инициатор проекта «Киев-Берлин. В защиту мира» Татьяна Швед (Безкоровайная), S. T. ART Foundation, проектный менеджер — Дарья Сипигина.
Текст и фото: Александра Ковалёва