Что мы слышим, когда слушаем хор

Männerstimmen Basel

Недавно в Киеве прошел концерт базельского хора  Männerstimmen Basel, дирижер Оливер Рудин. Киевлянам  концерт не понравился. Мы попросили руководителя камерного хора Ave Оксану Никитюк и Александра Тамаркина  (он — хормейстер, дирижер, преподаватель, Бостон) объяснить, почему так случилось и что было не так.

Александр Тамаркин: 

  • На мой взгляд очень достойное исполнение.
  • Очень хорошая хормейстерская работа, и качественное, и стройное звучание голосов.
  • Думаю, что бостонская публика явно получила бы удовольствие от концерта!

Что мы слышим, когда слушаем хор

Оксана Никитюк:

  • Начну с внешнего вида —  артисты швейцарского хора креативно одеты!
  • Расстановка: традиционно в филармонических концертах хор становится рядами за оркестром в глубине сцены, даже если поют акапельные концерты. Филармонический зал не приспособлен для подобного, любой хор, расставленный в колоннах, плохо слышен.
  • Базельцы, не взирая на стулья-пульты, вначале выступления встали между оркестровыми пультами и повернулись не лицом к залу, а лицом к дирижеру, получилось так, что звук собирался в одной точке, и не смотря на то что артистов было мало — их было слышно.  Они пели чисто, слаженно, классно.  А вот когда они стали петь вместе с оркестром… но мы-то помним,  Männerstimmen — это  мужской камерный хор. И в этом случае мне не хора было мало, мне оркестра было много. Можно было сократить огромный оркестр,  минимум на треть, и рассадить по-другому. Оркестр занял всю сцену, а можно было поделить ее пополам между  хором и оркестром. Да, это — креатив, который свойственен европейцам и которого наши академисты так боятся.
  • В вокально-инструментальной части я сочувствовала европейскому хору.
  • Вокалисты Männerstimmen хорошо поют, свою работу они сделали чисто и первоклассно. Важно помнить: у них другая вокальная школа. У нас десятилетиями принято было считать, что вокалист должен петь громко, если он «пробивает» зал — это хорошо. Таким, «большим» звуком у нас пелась вся музыка. Просто «громко» в современном музыкальном мире сейчас не достаточно. На первый план выходит необходимое исполнителю знание и чувство стиля. К новой эстетике вокальных и хоровых концертов привыкают очень постепенно и исполнители, и слушатели.
  • А европейские хоры (и кстати, по большей части они небольшие, камерные) берут стилем, техникой, а сам звук у них — простой, естественный. Не сделанный, закрытый, а светлый, ровный. Они уделяют больше внимания словам, смыслам, дикции, образу, подаче.
  • Украинские вокальные голоса по природе сильнее, у нас больше басов, и мы используем это.  У западноевропейских певцов голоса природно выше и меньше по силе звука, а их хоры — в основном хоры теноров. Поэтому когда наша «ДУМКА» едет в Европу, как только наши басы вступают — все поражаются. Но одним звуком не споешь всю музыку.
  • Свою музыку, свой акапельный репертуар швейцарцы спели замечательно. Любую грамотную работу нужно уметь подать. И принять.

И в качестве небольшого анонса: 

Хор Ave под руководством Оксаны Никитюк покажет cвою музыку (программу «Простоспiв» Виктории Полевой, которая звучала в Киеве в Соборе Святой Софии) в городах Украины, в древних украинских  храмах и крепостях. Эту программу и в Киеве слышали немногие. 12 исполнительниц и руководитель — такое ограничение для пения в Соборе — открыли ретроспективу хоровых, камерных и симфонических произведений Виктории Полевой разных лет. 

Підтримайте нас, якщо вважаєте, що робота Дейли важлива для вас

Возможно вам также понравится

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *