Или гимны к ночи Олега Голосия в Мыстецком Арсенале. Выставка «Олег Голосій. Живопис нон-стоп» – вторая из трех, посвященных творчеству художника в этом году*.
И самая масштабная: 70 полотен, 50 графических произведений, 40 фотографий и архивных материалов из 20 музейных и частных коллекций Украины. А также десять выставочных залов — каждый отвечает собственной задаче.
Кураторы выставки Олега Голосия провели серьезную исследовательскую работу. Александр Соловьев, Игорь Оксаметный, Соломия Савчук, Оксана Баршинова, Татьяна Жмурко не ожидали, что в Украине сохранилось столько работ Голосия (продавались-то они за границу).
Это практически текст-вербатим, мы следуем за кураторами выставки в Мыстецком Арсенале. Александр Соловьев: «одна из задач этой выставки — показать Голосия, вернуть его Украине, 99,9 % работ, представленных здесь — это работы из украинских коллекций, частных и государственных. Нам удалось собрать около 70 полотен (все наследие Голосия — около трехсот), кроме этого здесь представлены графика, скетчи, фотографии, архивные записи…. Но живопись — ключевое свойство Голосия, и она здесь главная».
Выставка проходит в правом крыле Арсенала, движется анфиладой залов. Чередуются хронологический, смысловой и тематический подход, главные ключевые смыслы кураторы внятно акцентируют.
Входим в первый зал. У входа в него, на стене справа висят планшеты с записями знаковых выставок Голосия, на первых двух — его первая персональная выставка «Самостоятельное искусство», которая прошла в 1991 году в Центральном Доме художника в Москве, ее куратором был Олег Кулик.
Главными работами этого зала (рубеж 1980—1990-х, связаны с темой пространства) кураторы называют хрестоматийную «Желтую комнату», — странное замкнутое пространство примерно два на четыре метра, в которое с двух сторон входят дивные существа и — застывают, как будто в неизвестности и непонимании, и «Детей бегущих от грозы» 1989 года — написанных веником, для того чтобы передать мощный порыв ветра, дождя, и бегства. Кураторы обращают внимание на «шахматные полы», нон-финитизм — работа могла быть окончена в любой момент, и эстетику треша.
Второй зал — ранний период (вторая половина 1980-х), связанный с Киевским художественным институтом. Учителями на курсе были классики соцреализма. Влияли на Голосия старшие художники — особенно Марко Гейко, Василий Цаголов, Тиберий Сильваши. Ну и классики, очевидно влияние Моранди. Рубленые, ясные формы, светлые тени, контрасты. В этом зале с живописью сочетается небольшая архивная часть — фотографии, заметки, маргиналии (книжки с рисунками на полях). В следующих залах зоны для разглядывания включают тексты авторства Голосия — стихи, сказки, коллажи.
Зал номер три. В центре шторы, несколько рядов штор, на них фотопроекция знаковой работы художника «Психоделическая атака белых кроликов» (1990), которая хранится в шотландском Глазго.
В этих кроликов можно войти (да, в картину), пройти насквозь, выйти и оглянуться. Этот зал рассказывает и показывает все, что связано со сновидениями и просто — видениями. Одна из ключевых работ этого зала — работа, которая называется «Хорошо» — грезы, пальмы, закаты, гибридные пчелы с лицами-автопортретами самого Голосия.
Следующий зал кураторы представили как «Школу», творческую лабораторию художника. Здесь много работ, которые были написаны в Днепропетровском художественном училище. И симуляция диорамы, созданная в соавторстве с Александром Гнилицким для выставки в Косом Капонире в 1992 году.
Пересекаем экватор выставки, в следующем зале собрана архивная часть — фотографии Троха, Друганова…. отсылки к выставке «День и ночь сменяют друг друга», которую провели в 1994 году в годовщину смерти Голосия, и к экспозиции 2003 года, проведенной в Национальном художественном музее Украины. На одной из стен идет (нон-стоп, конечно) 30-минутный фильм «История любви Николая Березкина» — анимация картин Голосия.
Переходим в зал, в котором все связано с темой путешествий, экзотическими местами и миром мечты. Маскароны и Крым (Крым утраченный, настоящий и Крым из кино). За ними следуют детский дискурс — «детские» картинки и образы — зайчики, слоники, волчки. Сказки Голосия, хрестоматийная «Фантастика».
Мы замкнули условный круг, и вернулись к «Желтой комнате» — работа называется «Взрывая волна в желтой комнате» — тематически этот зал назван кураторами как «литературный» и кинозал. Фигурки на «шахматном» полу выглядят ожившими шахматами. И смотрят на нас, зрителей, необъяснимым образом обозначая условность игры и безусловность жизни.
Последний зал — итог. Работы мюнхенской резиденции украинских художников.
Олег Голосий прожил 27 лет, пик его творчества совпал с расцветом «Парижской коммуны», работал он ночами — днем в сквоте отсыпались. В начале 1990-х Голосий стал звездой.
В начале июля в Мыстецком Арсенале будет представлен каталог выставки, снабженный статьями исследователей творчества Олега Голосия.
Кроме собственно экспозиции, выставка (это уже фирменный прием команды Мыстецкого Арсенала) будет сопровождаться параллельной программой — пройдут лекции, авторские экскурсии, образовательная программа «Факультатив» для студентов, искусствоведов и молодых журналистов.
*В галерее The Naked Room до 11 июня работала выставка «Мальчик и комета». А выставка «Олег Голосий. Художник в музее», приуроченная к 120-летию Национального художественного музея пройдет в сентябре этого года.
Текст: Вика Федорина
- Когда: 13 июня — 11 августа; с 11:00 до 20:00, понедельник выходной
- Где: Лаврская, 12.