О существе композитора

Полевая

Итогом проекта «Шедевры украинской музыки 70-90-х годов» будет издание арт-бука с двумя компакт-дисками (на которых —  произведениям Валентина Сильвестрова, Леонида Грабовского, Валентина Бибика, Ивана Карабица, Виктории Полевой….) в исполнении Nota Bene Chamber Group.  Проект реализуется при поддержке Украинского Культурного фонда.

Цель «Шедевров украинской музыки 70-90-х годов» — просветительская, продвижение украинской музыки. 

Идейным вдохновителем проекта и составителем сборника выступила композитор Виктория Полевая, это ее эссе, итоги работы над проектом:

Поделюсь внутренним. По ночам, когда не сплю, приходит чувство разделения на живое и неживое. Явное ощущение тонкой жизни. Живой жизни. Сладкое тихое нежное состояние – как цветок, который раскрывается. Это есть всегда, но сейчас дано. Это время наблюдения за цветением внутри себя. За цветением отношений между людьми.


Эта безумная болезнь — вызов человечеству. Требование не просто остаться людьми, а попытаться обнаружить в себе главное. Чудо, заставляющее кости петь, из печали творящее насущный хлеб радости и покоя. Все бесценно как всегда, но сейчас это и видно, и слышно.


Да, мы умираем. И любимые уходят и оставляют нас наедине с отчаянием и болью. Мы тоже уходим. Надо любить даже смерть. Это суть. Надо уходить любя. Тогда ты уходишь в сущую любовь. И всех своих ведешь сквозь сердце.


Да, мы умираем, рассеиваемся в пространстве, становимся травой, деревьями, закатом, но композиторы превращаются в свою музыку… 

Хорошо, наверное, стать стопкой спрессованной бумаги в письменном столе, стильно превратиться в текст, потомки поймут и оценят… Да нет, твой трудовой подвиг и скромное величие «делания в стол», твоя гордость непризнанного гения  — это все ничто. Пока музыка композитора не звучит, он мертв. 

Звуковое таинство происходит в момент соприкосновения текста с ангелами-воплотителями — с музыкантами. Именно здесь, на этой мистической кухне готовится контакт композитора  с живой материей. Только здесь музыка становится живой дымящейся плотью.  Здесь творится Со-бытиЕ. 

Композитор формирует вокруг себя некое поле, зону исполнительских смыслов. Это не передать нотной записью, только присутствием. Композитор раскрывает себя не в произведении, а в момент передачи его музыканту. Когда оживает целый комплекс трактовки штрихов, понимания длительности фермат, формы акцентов, глубины агогики. Каждый музыкальный жест может быть озвучен тысячей способов, но только один из них верный. И его секрет знает только сам автор.

В этом таинство, трепет присутствия. Передаётся дыхание, теплота, сама пластика тела композитора, идеи, которые проникают только из уст в уста. Как любовь. Из рук в руки. Как передача благодати, как духовное преемство.

Бесценно присутствие композитора… Пока еще есть шанс.

Это ведь и вправду — как любовь… как бы я хотела вложить в душу музыкантов своё ощущение музыкальной материи. И чтобы они ее не просто исполнили на каком-то концерте, а хотели исполнять для себя, наслаждаясь звуком, взаимодействием в ансамбле, сопереживанием, игрой . 

Существо композитора может сбыться в исполнении только.

И каждый из нас гений в момент встречи.

ФОТО: Настя Теликова

Возможно вам также понравится

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *