Великий иллюзионист

«Скапен»

В Черниговском академическом музыкально-драматическом театре имени Тараса Шевченко режиссер Андрей Бакиров выпустил комедию Мольера «Скапен». В спектакле в точных пропорциях перемешаны озорные гэги и выводы от наблюдений за человеческой природой, так мало изменившейся за триста лет. 

Андрей Бакиров авторской название пьесы «Плутни Скапена» превращает в короткое «Скапен» и как бы заявляет, что и этот герой, как и хрестоматийный Тартюф, вполне может быть именем нарицательным. И если мольеровский Тартюф – выдающийся лицемер, то Скапен, хоть и лжет на каждом шагу, но у него репутация мастера решать проблемы. 

В современном мире таких, как Скапен, называют «troubler-shooter» – специалист по мирному урегулированию сложных вопросов. Понятно, что в ход у этих дельцов идут все средства, а самым невинным из них является обман. Поэтому, когда Октав втихаря жениться на Гиацинте, а Леандр влюбляется в цыганку Зербинетту, оба юноши понимают, что без Скапена им не обойтись. Ведь их отцы, богачи Аргант и Жеронт, давно уже придумали, как выгодно обвенчать своих отпрысков с чужими капиталами. 

Этот незамысловатый плутовской сюжет Андрей Бакиров неожиданно разворачивает в смысловую вертикаль. В результате из фарса получилась высокая комедия, высокая – в прямом смысле слова. Для этого режиссер сочинил свой пролог. Начало. Занавес открывает абсолютно пустую сцену. Огромную как вселенная. Из крохотной технической двери в глубине сцены появляется человек в черном. Он расскажет о том, что Мольер тоже выходил на сцену в роли Скапена. Упомянет, что всемирно известный комедиограф в юные годы проявлял большое усердие в науках и вот даже перевел с латыни философский трактат Лукреция «О природе вещей». И даже зачитает первые строчки… 

И вдруг эта театральная вселенная оживет. Откуда-то сверху, будто елочные шары, спустятся планеты. Им на встречу поднимутся паруса торговых судов. Вот вам и сотворение мира без большого взрыва. И фантазия вполне материальна – театр ведь и есть то место, где рождается новая реальность. Обманная? Да, конечно. Но вполне настоящая, пока мы все дружно в нее верим. А человек в черном –  практически Нео из «Матрицы» – творец этой версии реальности, загадочный и сосредоточенный, объявит себя Скапеном. И начнется веселье.   

Актеры, как и полагается в комедии, движутся, говорят, даже кувыркаются – на скорости, близкой к скорости света. Весь спектакль выстроен как один сложный хорошо отрепетированный трюк, где одно неточное движение грозит падением партнера, одно пропущенное слово – потере смысла и ритма. Эта арлекиниада, не смотря на всю кажущуюся легкость и героическое умение исполнителей держать дыхание и осанку, на самом деле требует отточенного мастерства. Чего стоит сцена, где Сергей Пунтус – Октав буквально за считанные минуты успевает протараторить историю своей любви, поменять состояние от полуобморочного до боевого, исполнить кульбит через голову и не переводя дыхания выдать еще один комический эпизод с невесть откуда появившейся молодой женой.

«Скапен»

Сергей Лефор играет Скапена не слугой, но помощником. Он рассудителен и не суетлив. С печальной улыбкой на добродушной физиономии он дурачит всех подряд и, по-моему, слегка грустит – уж больно легко у него все это выходит. То ли все так доверчивы. То ли небо к нему благосклонно. Кстати, о небе – оно, безусловно на стороне Скапена. Андрей Бакиров здесь приготовил еще один, практически цирковой номер – на шарах-планетах зависших в воздухе вдруг появляется женский квартет. Эти небожительницы слаженно подпевают Скапену, приветствуя каждую его новую проделку. И Скапен, если приглядеться, вдруг становится похож на иллюзиониста – ведь для каждого он придумывает новый замысловатый фокус. И это вранье сродни искусству. Сродни самому театру.

Только в преддверии выборов, мелькает еще и такая шальная мысль: «Скапен» – это хороший повод проверить себя на уровень наивности и эмпатии, которые включает, как тумблер, широкая и честная улыбка заглавного героя. Единственное оправдание этому комедийному лжецу, конечно же, благие намерения и робингудовские замашки. Но все-таки, как бы ни утешительна была иллюзия, употреблять ее стоит строго дозированно. И конечно, помнить о последствиях. Хоть иногда. 

Текст: Ирина Чужинова

  • Когда: 10 и 26 января, 18.30 
  • Где: Черниговский областной украинский музыкально-драматический театр имени Тараса Шевченко.


Підтримайте нас, якщо вважаєте, що робота Дейли важлива для вас

Возможно вам также понравится

1 коментар

  1. Шекспир ? Мольер? Скапен? Бакиров! Как он умудряется каждый раз удивляться , задумываться, переживать! Замечательный спектакль, режиссура, актёрский ансамбль, костюмы, музыка!!! Спасибо большое!

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *