Футуризм – це сьогодні, Василь Ермілов

Василь Єрмилов

Велети українського авангарду, герої виставки «Футуромарення» – від себе і про себе. Версія Дмитра Горбачова.

Василь Єрмилов. Як пишуть про нього на Заході, він один з кращих дизайнерів- конструктивістів 1920-х, попередник ташизму й концептуалізму.

З листів до Дм Горбачова.

29.05.66. 

Харьков

Глубокоуважаемый Дмитрий Емельянович!

Благодарю Вас за письмо. Деньги за книжки в сумме 30 руб. меня устраивают.

Надеюсь, что Вы благополучно возвратились в Киев и в настоящее время у Вас остается мало времени любоваться прекрасным Киевом. Город удивительно красив, но почему киевские художники так мало его изображают? Я помню, что только у одного А.Г Петрицкого, и то в эскизах театральных (к примеру, к «Тарасу Бульбе») можно увидеть и почувствовать его как город, который до сих пор несет в себе черты древнего лика, где история и современность так прекрасно связаны. 

Писаря пейзажа (вроде Яценко) думают, что снег можно написать, оставив просто холст (белый грунт), и это будет здорово – но здорово не получается.

Думаю, что Таня Яблонская могла бы написать Киев – при встрече посоветуйте это ей. Но пейзаж этот не должен быть похож на ее жанровые вещи. По размеру холста он должен быть крупным. По стилю – барочным. По композиции – как бы сверху. Аромат от него должен быть такой, какой бывает весной, когда цветут деревья.

Я понимаю, что это трудно, но нужно пытаться это сделать.

26 марта 1967 г. 

Харьков

Глубокоуважаемый Дмитрий Емельянович!

На Ваше письмо от 24.12.66г. отвечаю только сейчас. Надеюсь, что Вы мне простите столь длительное молчание, но черти, видно, взялись за меня всерьез. Что им, собственно, нужно?! Очевидно, их интересует мое горизонтальное положение, тогда как я хочу быть еще в вертикальном положении.

Удивительно, что чертям подземным помогают усиленно черти земные, которые могли бы быть названы по фамилиям, но на этот раз я воздержусь.

Нет! Так просто я не сдамся! 10 марта мне исполнилось 73 года и я еще не всё сказал. Мне еще нужно несколько лет, как того требует задача. А задача большая и ответственная. К тому времени, когда В.И.Ленину будет сто лет со дня рождения, я хотел бы внести и свой вклад, а именно, закончить проект памятника «Ленинской эпохе». Начало уже положено ( и даже давно), но теперь осталось главное: найти изобразительный язык для решения подобной задачи, т.к. такового еще не существует  в нашей советской действительности.

Наша советская действительность еще держится «фалдов Репина» по образному выражению моего друга Бернарда Михайловича Кратко – мир праху его!

Вам как молодому искусствоведу небезынтересно будет знать, что та трудная задача, которую поставил я, не под силу одному человеку. Задача монументального плана и в прошлом нет того, от чего нужно танцевать. Искусствоведы типа землемера (можно агронома) Безхутрого очень ратуют за традиции и преемственность, ссылаясь на то, что такие, как я, это Иваны Безродные. – Вот Мироненко, это другое дело. У него прямая связь с Т.Г.Шевченко. Если бы Безхутрому Господь Бог повернул бы мозги на несколько градусов в сторону, то он бы понял, что искусство начинается там, где еще была наскальная и настенная живопись. Нехорошо, что это забывают «классики украинского искусствоведения».

– Кто мне может помочь в этом деле? Микель Анжело, мексиканцы, мастера раннего Ренессанса, Пикассо, Леже и др… нет они мне не помогут!! Ленинская эпоха, это совершенно новый стиль изобразительной формы (в монументальном плане) и возможно, что истоки его образного решения можно обнаружить в кино, но не в живописи. 

Как видите, дорогой Д.Е., проблема трудна, сложна, а жизни осталось очень мало (это я говорю о себе). Не вижу я и соболезнующих этому делу. Вот так пока дело идет в одиночку. Конечно, я благодарен Георгию Степановичу Мелихову за его заботу, но вряд ли меня устроит только экспозиция моих работ в Киеве. К тому же, очевидно, без показа моих работ 20-х годов, т.к. это, очевидно, до сих пор идет под рубрикой формализма. Я полагаю что моя «хохма» имеет некие основания, когда я говорю, что В.Касьян говорит обо мне, что такого художника не було, немає, і бути не може.

Прошу Вас передать письмо и два фото Степану Андреевичу Таранушенко, т.к. я не мог у себя найти его домашний адрес. Прочитайте ему и письмо, адресованное Вам. Думаю, что оно ему будет интересно. 

Как Ваши дела с монографией о Петрицком? 

Желаю Вам здоровья и боевого духа в придачу.

Василий Ермилов.

Возможно вам также понравится

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *