Он — самый известный в мире исполнитель партии Бориса Годунова. Его вокальная карьера началась в середине 70-х прошлого века, о нем пишет The New York Times и главные музыкальные эксперты. Анатолий Кочерга поет в лучших залах Европы и США, но не на сцене Национальной оперы.
Накануне своего концерта в Октябрьском дворце Анатолий Кочерга дал интервью Kyiv Daily, в разговоре принимала участие его жена Лина Кочерга.
Кто вас привел в музыку, и кто в ней удержал?
— Это разные вопросы — в музыку меня привела мама, это она виновница того, что я занялся теорией музыки, сольфеджио и игрой на аккордеоне. Потом включились педагоги, и все пошло быстро: школа, училище (экстерном), Консерватория, стажировка в театре Ла Скала, диссертация…
Вы же не сразу пели басом?
— Тенором я никогда не был, пел мужским голосом (смеется) — был мальчишеский голос, с 7-го класса средней школы я пел в художественной самодеятельности, с ансамблем девочек, потом один, потом начались конкурсы, сначала районные, потом областные. Был такой композитор Родион Скалецький, який казав: «Конче потрібно поступати в який-небудь заклад, яка у вас освіта?» — тогда было средняя.
А удержал меня в музыке в музыке, наверное, профессионализм, что же могло удержать, кроме него?
Потом началась довольно интенсивная работа в Театре оперы и балета, я в 32 года получил звание народного артиста СССР. Позже, весной 1988-го, я уехал на прослушивание в Штаатсопер, в Вену, по приглашению великого Клаудио Аббадо. И началась моя западная, гастрольно-цыганская жизнь.
Какие оперные амплуа вам более близки — бас-злодей или бас-благородный отец?
— Никто не спрашивает меня об этом. Те контракты, которые мне предлагали — брались и исполнялись.
Ваш Командор какой — злодей или благородный отец?
— Точно не злодей. Командор мстит за несправедливость по отношению к нему и к его дочери. Это такой человек, которого сейчас не хватает нашей власти, государственной юриспруденции. Нам нужен такой Командор, он кстати появился, я не буду его называть, я против агитации, но буду голосовать двумя руками за 33 номер в избирательном бюллетене.
Бас — всегда очень умный герой.
— А еще комический, хитрый, драматический. Насыщенный, серьезный.
Басы придают опере величие.
— Если посчитать царей-правителей, которых я пел, тогда да.
Когда вы доигрываете роли правителей и снимаете грим, сохраняете величавость своих героев?
— Этот вопрос лучше задать моей супруге (смеется).
— Бывает, — говорит Лина Кочерга.
— Ну очень редко, не наговаривай на меня! Что бывает?
А если бас был комический, буффо-бас?
— (жене) Тоже не выхожу из роли? Я просто человек с чувством юмора.
— Тонким, — Лина Кочерга.
— Спасибо за подсказку.
Вам важно — положительный или отрицательный ваш герой?
— А это не так важно, личные качества героев — это их личное дело. А для меня тут все зависит от актерских способностей. Во-первых, басы — немолодые герои. Это взрослые, как принято говорить, состоявшиеся люди. А степень выразительности героя зависит от IQ, от уровня образования и культуры и чувства такта артиста.
Вы довольно молодым человеком играли возрастные роли.
— В 23 года я спел Досифея, предводителя раскольников, с окладистой белой бородой до пояса. Первое исполнение Бориса Годунова пришлось на мои 24 года — царю Борису было чуть за сорок.
Царя Бориса вы пели много и часто. Когда вы становились старше, ваш Борис менялся?
— Думаю, да. Он рос, набирался мудрости вместе со мной. С возрастом ты накапливаешь практики, опыта. Я был вторым славянским певцом, записавшим эту роль — первым был Федор Иванович. Больше таких прецедентов нет. На SONY Classic я записал роль Бориса Годунова.
Это за нее была «Грэмми»?
— Да, первая. Вторая «Грэмми» была за музыку Мусоргского на стихи Голенищева-Кутузова, цикл «Песни и пляски смерти».
А что вам больше нравится петь — камерный репертуар или большие роли?
— НРАВИТСЯ? Это слово не совсем… Конечно, большие роли — в них успеваешь больше сделать. Короткие роли — значительные и значимые — по сюжету, по своему развитию…сложнее, потому что компактнее. Камерный репертуар вообще сложный: в опере артисту помогает масса деталей — грим, костюм, окружение. Артист, исполняющий романсы, остается один (да, в сопровождений рояля (или оркестра) — один, в костюме, который никак не связан с образом, ничем не защищен. Оркестр (или концертмейстер) сзади, дирижер сбоку, впереди — зал. За короткое время нужно нарисовать историю так, чтобы она осталась в ушах, голове и сердце у тех, кто слушал.
Мусоргского тяжело петь из камерного репертуара или тяжелой темы?
— Петь все непросто. Я пою без микрофонов. Опера никогда не исполняется под микрофон. Душой, умом, сердцем и силой голоса.
Актерскому мастерству учились?
— Только те уроки, что были в Консерватории. Были классы актерского мастерства, были классы танца. Это все и сейчас есть.
— Почти нет этих уроков, — добавляет Лина Кочерга, — дисциплину «Слово» преподает Анатолий Несторович Паламаренко.
— Согласен с поправкой. Как он может преподавать оперным певцам, не понимаю. Мелодекламацию — еще может быть, но певцам… не понимаю как. Ну и произведения надо учить на языке оригинала. Надо учить языки.
Вы ведь специально занимались языком, вам ставили произношение?
— А как же. Но произношение мне никто не ставил, я учился в Ла Скала, у нас был курс итальянского языка, мы сдавали экзамен.
Как вас слушают итальянцы?
— С любовью. С уважением. Без сомнений. Я много выступал и выступаю в Италии. И меня дважды приглашали с собой (с итальянскими артистами участвовать в итальянских операх) на гастроли.
То есть, вас приняли!
— Да, итальянцы очень прискіпливі, не прощают ошибок.
Значит, у вас не было ошибок.
— Наверное.
Из чего состоит рабочий день оперного певца Анатолия Кочерги?
— По разному. Если я преподаю — это один день. Если готовлюсь к концерту — другой. Это и другой режим сна, и режим питания. Если у меня ученики, я с утра и днем занят. Если концерт, я сплю примерно до 11:00. Потом готовлюсь. Поесть в последний раз я должен за два часа до концерта. Потом — театр или конкретный зал. Переодевание, грим, и так далее.
Вам никогда не хотелось занять смежную нишу, спеть партию драматического баритона?
— Никогда! Я не имею права это делать. Экспериментировать с голосом нельзя. Бывает, что предпринявшие это певцы теряли голос.
Лина Кочерга: Хотя один раз…
— Хотя один раз я себе это позволил. Клаудио Аббадо заставил меня спеть роль Шакловитого, больше 30 раз. Это было не просто, я не смог ему отказать. (С исполнения партии Шакловитого, — «Хованщина», Венская государственная опера, дирижер Клаудио Аббадо, — началась международная карьера певца, — прим. ред.)
Как вы познакомились с Аббадо?
— Я был на гастролях с польским театром из Варшавы, пел цикл по Годунову в туре по Франции. Перед спектаклем в Каннах, — я уже должен был идти на грим, в номере вдруг зазвонил телефон. Звонил секретарь Клаудио: «с вами хотел бы побеседовать Маэстро». «Когда»? — спрашиваю. — «Если можно, сейчас».
Я сел. «У меня вопрос, — продолжает секретарь, — как вы будете общаться»? Отвечаю: «если вы не против, на его родном языке». И нас соединяют! Я рассказываю сейчас, а у меня мурашки по коже. Аббадо пригласил меня на прослушивание, мы познакомились, и стали друзьями на целые десятилетия. Не могу без волнения это вспоминать. Для меня это была революция, он потрясающий человек, гениальный музыкант, друг, — Лина может подтвердить.
Мне повезло знать таких людей как он, как Герберт фон Караян, Зубин Мета, Казуши Оно…
— Лорин Маазель, Боренбойм, Дзеффирелли… — продолжает Лина.
Из современных режиссеров вам кто-нибудь запомнился?
— Из современных назову только Митю Чернякова. Мы с ним делали несколько работ. Он такой… ультра-современный. Гражданские костюмы меня в классической опере не впечатляют, вообще. Хотя… он делал ретроспективные вещи, в которых сталкивались старина и современность, но все равно… Я за то, чтобы показывать Большую оперу — от оформления многое зависит, от первого посещения оперы может зародиться желание увидеть что-то еще.
То есть, современную оперу вы воспринимаете осторожно, для вас это скорее негативный опыт?
— Не могу сказать, что негативный — музыку ведь не отменяли. Я пел во многих вариантах режиссерских постановок «Катерины Измайловой». И современных, и не слишком. Были и гражданские костюмы, и яркость, и серость… И были современные. Были такие, что вообще — испанец Каликсто Биейто ставил «Дон Жуана» в Театре Лисео. Ужас: яичница, сырые яйца, спагетти, колбаса, писающие люди на сцене, море крови, — много тошнотворной провокации.
Натурализм в опере оправдан — глубиной, драматизмом?
— Нет, его слишком много, часто он формален и не связан ни с психологической глубиной, ни со смыслом. Часто это модная волна, которая вызывает отвращение. В повседневной жизни мы так или иначе видим насилие, некоторым так везет, что с ним сталкиваются лично.
Вы знаете, о чем говорите (в 1998-м, в Мексике, на Анатолия Кочергу напал вооруженный грабитель, выстрелил в ногу, через неделю певец исполнил концертный вариант партии «Бориса Годунова» в Мексиканской опере, сидя на сцене в инвалидной коляске, — прим. ред.)
С чисто практической стороны: есть на сцене не бутафорскую а настоящую еду для певцов не опасно?
— Главное, не есть, тогда не опасно.
— Погоди, а «Фальстаф», ножка? — спрашивает Лина Кочерга
— В «Фальстафе» я ел после спектакля! Представляете, выносят курицу на сцену, одуряющий запах, но когда жрать?! (Извините за слово «жрать») — петь надо! Я все забрал за кулисы, делился с коллегами.
И грибками меня кормили, по сюжету. Тоже не мог есть — одновременно идет пение! Нужно было делать вид, что ем — иначе как бы отравился Борис Тимофеич, не поевши грибков-то.
Когда в опере «Борис Годунов» вы пели не только Бориса, а других, роли Пимена или Варлаама, вам было трудно перевоплощаться?
— В «Борисе» я пел все басовые роли.
Вы (мысленно) критиковали артиста, который пел в это время главную роль?
— Зачем? Я не критик. Я делал то, что должен был — пел. Впечатление и собственное мнение у меня, конечно, были. Но моя задача — не судить других, а спеть достойно свою роль. И не выпасть из контекста общего состава. Бывают, конечно, разные артисты. Бывают заносчивые… я не понимаю этого. Хотя Линочка сказал, что я приношу домой царские замашки.
— Не в прямом же смысле!
—Хорошо, Лина, я вышел из образа, забыл.
Остались ли такие басовые партии, которые вы хотели бы спеть и пока не спели?
— Я занялся преподаванием. Пою редко. А то, что мне предлагают здесь петь, часто неприемлемо.
Вам нравится учить пению?
— Это трудная работа. А система оценки этой работы удивительная и унизительная: нельзя так мало за это платить. Это созидательный труд, это будущее нашей культуры. Поэтому все талантливые дети уезжают, а на меня смотрят, как на ненормального: зачем ты приехал?!
На вас смотрят как на исключительный случай.
— Я не исключение. Просто я не могу без Киева. Может быть, это глупо звучит. «Можна без хліба в світа прожити, а без Вітчизни згіркне життя..», — строки из песни, которая прозвучит на концерте. (Концерт пройдет 26 марта, — прим. ред.)
Украинская и европейская оперные школы сильно отличаются?
— Вокальные школы отличаются. Есть славянская школа и есть западная. Концепции трактовки, культуры на том или ином языке разные. Они разняться даже приемами преподавания.
Вас никто не готовил к стажировке?
— Я уже был заслуженным артистом Украины. Я приехал, прослушивала Маргарита Карозио, прослушала и спросила меня: «зачем вы приехали»? Я растерялся, ответил: «учиться». —«Если у вас будут трудности, обращайтесь. А так… у нас отличные вина, потрясающее прошутто, природа, — гуляйте и получайте удовольствие. И учите итальянский».
На стажировке в Ла Скала я услышал первые спектакли — это же совсем другой уровень! Это другая атмосфера! Просто фантастика, горло перехватывало от восторга. Я был на сольном концерте Лучано Паваротти, он пел 16 неаполитанских песен и 12 классических арий на бис. Я так орал от восторга, как сумасшедший! Потерял голос на две недели!
Меняются ли со временем (имею в виду эпохи) «эталонные» оперные голоса? Можете сравнить голоса Карузо и Шаляпина с голосами сегодняшних солистов?
— Что касается оперы, нет. Если есть голос — то он есть. Если есть Паваротти — он один такой. Я горжусь, что был с ним знаком.
— Единственная проблема у современных оперных певцов, — добавляет Лина, — их путь недолог. К сожалению, они не допевают. Потрясающий английский баритон Брин Терфель, Джино Квилико, Йонас Кауфман только-только появился, и — уже уходит, представляете?
— Потому что начинают гастролировать вдоль и поперек без остановок! Не накопив школы, опыта, не рассчитав силы. На физике и природе долго не вытянешь!
То есть, суммируем, надо: а) петь репертуар своего голоса; б) беречь голос?
— Да! Плюс дисциплина, соблюдение гигиены и режима. Голос это ответственность! Нельзя гнаться за гонораром!
Бывает и другое, я не могу спокойно слушать Марию Каллас — ее трактовки, фразеология, нюансы, краски — но экспериментировать над своим здоровьем… она ведь могла бы еще лет спокойно спокойно петь.
Раньше было понятие «пика» голоса
— Сейчас точно так же.
Сложно перестать петь, когда по всем признакам пора завершать?
— В этом нет ничего сложного. Никогда не стоит доводить себя до позора.
Анатолий Иванович, что для вас значит опера?
— Киевская ничего. Опера для меня — это моя жизнь.
В киевской опере меня лишили звания Народного артиста СССР, нарушив закон, поломали мне трудовой стаж, это повлияло на пенсию.
Не извинились еще?
— Хм.
— Даже портрета Анатолия не было в Опере на 150-летие Оперы.
— Вот вам ответ. Мало того, когда я возвращаюсь из поездок в Киев, сразу подозревают, что я приехал за назначением: «или министром будет, или…» У меня никто ничего не спрашивает.
Понимаете, я привык так: если делать что-то, делать это либо очень хорошо, либо вообще не делать. Это касается всего: интонации, дикции, смыслов. Либо мастерски, либо —…. Нужно служить тому, чем занимаешься. Пение — очень непростая, тяжелая работа.
С возрастом есть важный момент: совершенно точно нельзя петь раньше времени. Можно позже, можно начать петь в 30 лет и стать профессионалом, а вот раньше, чем положено природой — есть физиология и анатомия — нельзя насиловать природу.
Текст: Вика Федорина
- Что: концерт Анатолия Кочерги «Симфонія Романсу»
- Где: Октябрьский дворец, Институтская, 1
- Когда: 26 марта, 19:00