Или Итака. Фильм «Домой» Наримана Алиева — это роуд-муви, отец везет сыновей, живого и мертвого — домой. Одного — хоронить, другого — горевать.
Украина, наши дни. Назим, старший сын Мустафы погиб на войне, в Песках. Мустафа вместе с младшим сыном забирают его в одном из киевских моргов и везут на родину, он будет похоронен рядом с матерью. Вот усталая, сердечная декларация: «Крым — это наш Иерусалим, так говорил дедушка».
А Крым выглядит так, как будто он никому, кроме крымских татар не нужен. Украинцы Мустафе сочувствуют, но без цинкового гроба (не положено) не пропускают. «Мы любили ездить в Крым — мыс Фиолент, Ай-Петри….», — говорит Мустафе автослесарь. Со стороны России Мустафа ничего хорошего даже и не ждет.
В пути разворачивается вечная, как жизнь, как мир, драма отца и сына (очень хороший актерский ансамбль), фиксация разломов начинается сразу же, они проходят всюду, среди людей, пейзажей и стран — Алим выглядит как обычный европейский студент — Мустафа думает, что тот не чтит традиции своего народа. Красивые виды сняты не ради них самих — скачущая камера похожа на сбивающееся дыхание — так больно Алиму оглядываться. Тогда он просит отца повторять слова молитвы за ним, и тот повторяет, пока может.
То время, когда некуда идти,
и есть Итака. Если это вечер,
то, значит, вечер есть конец пути.
И рубище, скрывающее плечи
пришедшего, правдивей, чем
о будущем и прошлом речи,
не сказанные им. Никем
не сказанные. Дождь для похорон
на улицах готовит ниши,
уже заросшие травой.
Григорий Дашевский
Текст: Вика Федорина
«Додому», «Домой, EVGE, Homeward
- Украина, 2019, 96 мин.
- Режиссер: Нариман Алиев
- Авторы сценария: Нариман Алиев, Марыся Никитюк, Новруз Хикмет
- В ролях: Ахтем Сейтаблаев, Ремзи Билялов, Дарья Барихашвили, Виктор Жданов.