Крым как Иерусалим

Домой

Или Итака. Фильм «Домой» Наримана Алиева — это роуд-муви, отец везет сыновей, живого и мертвого — домой. Одного — хоронить, другого — горевать. 

Украина, наши дни. Назим, старший сын Мустафы погиб на войне, в Песках. Мустафа вместе с младшим сыном забирают его в одном из киевских моргов и везут на родину, он будет похоронен рядом с матерью. Вот усталая, сердечная декларация: «Крым — это наш Иерусалим, так говорил дедушка». 

А Крым выглядит так, как будто он никому, кроме крымских татар не нужен.  Украинцы Мустафе сочувствуют, но без цинкового гроба (не положено) не пропускают. «Мы любили ездить в Крым — мыс Фиолент, Ай-Петри….», — говорит Мустафе автослесарь.  Со стороны России Мустафа ничего хорошего даже и не ждет.

В пути разворачивается вечная, как жизнь, как мир, драма отца и сына (очень хороший актерский ансамбль), фиксация разломов начинается сразу же, они проходят всюду, среди людей, пейзажей и стран  — Алим выглядит как обычный европейский студент — Мустафа думает, что тот не чтит традиции своего народа. Красивые виды сняты не ради них самих — скачущая камера похожа на сбивающееся дыхание — так больно Алиму оглядываться. Тогда он просит отца повторять слова молитвы за ним, и тот повторяет, пока может.

То время, когда некуда идти,

и есть Итака. Если это вечер,

то, значит, вечер есть конец пути.

И рубище, скрывающее плечи

пришедшего, правдивей, чем

о будущем и прошлом речи,

не сказанные им. Никем

не сказанные. Дождь для похорон

на улицах готовит ниши,

уже заросшие травой.

Григорий Дашевский

Текст: Вика Федорина

«Додому», «Домой, EVGE, Homeward

  • Украина, 2019, 96 мин.
  • Режиссер: Нариман Алиев
  • Авторы сценария: Нариман Алиев, Марыся Никитюк, Новруз Хикмет
  • В ролях: Ахтем Сейтаблаев, Ремзи Билялов,  Дарья Барихашвили, Виктор Жданов.

Возможно вам также понравится

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *