На днях вышел третий полноформатный альбом «Необхідна». 17 декабря «Гапочка» сыграет этот альбом вживую, в Caribbean Club Concert Hall.
Фронтфумен группы Катя Папочка рассказала Kyiv Daily о том, как создавался этот альбом, о том, как интересно оказалось писать на заказ и о своем чувстве инди-среды-и-музыки.
Катя, у вас академический вокал. Где вы учились?
— Я закончила Консерваторию по классу бандуры, у меня красный диплом магистра по кафедре бандуры. На самом деле, у меня не совсем академический вокал: это смесь и академического, и хорового, и бандурного вокала. Я не была прилежной ученицей и пела не так, как требовали.
Как во время учебы вы представляли себе будущее? Вы — певица? Вы — бандуристка?
Или вы сразу понимали, что будете frontwoman группы?
— На первом курсе мне очень хотелось создать группу. Тогда я и не думала бросать бандуру, мне всегда нравился этот инструмент. Но наверное мне ближе — по органике и по звуку, — гитара, особенно если это электрогитара. В ней есть секс. В какой-то момент мне стала ближе ее энергия, рок-н-ролл, вот это все. С семи лет я занималась в классе бандуры в музыкальной школе, потом в музыкальном училище, — классика. У меня — классическое образование. А это другая энергия, другая специфика. Может быть, я просто захотела чего-то нового. Словом, когда я поступила на 1-й курс, я уже хотела создать группу. И уже тогда я писала песни. Более того, я поступила в консерваторию со своей песней. Я не знала, как эта группа будет выглядеть. Я думала, что возможно, буду играть в ней на бандуре. Я не понимала, как это будет происходить и выглядеть, смогу ли я вообще создать группу, найду ли я музыкантов. Мне просто хотелось, и все.
Что значит со свое песней? На поступлении вы исполнили песню?
— Да.
Аккомпанируя себе на бандуре?
— Да, песня называлась «Пташина». Когда я заканчивала Консерваторию, расписала ее на капеллу бандуристов. В конце мы сдаем дирижирование. И я выпустила книжку, самиздат. Это не тиражное издание — несколько экземпляров, артбук с нотами для трио бандуристов, капеллы и соло. Она разошлась, сейчас ее распечатывают из Интернета. Так я закончила Консерваторию и написала книжку.
О чем эта песня?
— Она очень грустная, с народным мотивом, народным голосом и вокалом. Помню, что она цепляла людей – в ней была драма. Я до сих пор помню текст, помню как ее играть на бандуре. Это песня с украинским колоритом, с современной аранжировкой и вокалом – в стиле украинских народных песен, которые, как мы знаем, все как одна заканчиваются очень грустно.
Возвращаемся к «Гапочке». Что делает «Гапочку» уникальной группой? Чем она не похожа на другие?
— Мы себе много чего позволяем. В группе все идет от меня, название группы — это моя фамилия. Сначала это был альтернативный поп-рок, потом электроника. Мы постоянно меняли стили, искали себя. Возможно, в этом последнем альбоме, мы наконец-то нашли себя и свой стиль. Возможно, в плане звука мы уже на чем-то остановимся. Но я не держу себя в определенных рамках – мне нравятся эксперименты. Мы постоянно двигались, как змея, — это наша отличительная черта. Это перекликается и с тем, что мы постоянно меняли траектории движения: мы все время что-то пробовали, искали новые грани. По моим ощущениям, сейчас я как-то внутренне успокоилась, внутри меня наступила зрелость. Сейчас я знаю, что буду делать дальше. Раньше было так: я написала альбом, выпустила его, потом проходил концерт, и у меня наступала паника: «что дальше»? Появлялось непонимание того, куда двигаться, что делать. А сейчас я четко понимаю, что буду делать дальше. Есть энергия и силы, есть уверенность.
Четкий план?
— Да. Будет концерт, будет альбом, это класс, это хорошо. Но дальше будет лучше – вот что я чувствую.
Откуда змея на обложке альбома? От БГ?
— В каком-то смысле это просто мудрость. По поводу картинок обращайтесь к Жене Якшину, он занимается всеми картинками, обложками, альбомами. Все, что мы выпускали, имеет прямое отношение к нему. Почти все фотосессии – его идеи. Я ему говорила о том, чего бы я хотела. Он выслушал и сказал: «Я вижу тебя с этой змеей». Мне было немного страшно.
Вы реально держали в руках змею?
— Нет, конечно.
Слава богу.
Женя видит как художник, а я вижу немного по-другому.
Это Женина культура. Сегодня мы выпустили одну картинку. В альбоме припасена еще парочка. Мы будем их выпускать постепенно, и станет совсем понятно, что же это за змея. В принципе, «что такое змея и с чем она связана» — очень известная тема.
В этом альбоме много эмоций. Мне нравится, что каждая песня — разная. Альбом получился достаточно собранный энергетически. Я бы не сказала, что там есть провальные песни. Есть моменты, которые я бы уже сейчас поменяла, но в целом — я им довольна.
Инди – это непонятная и очень широкая тема. Первая трудность с ним связанная: инди нравится всем. Как в инди не потеряться и сохранить индивидуальность? Вторая часть вопроса: каждый второй школьник, который берет в руки гитару, начинает играть инди. Иди = пубертат? Жанр инди всегда связан с музыкой взросления?
— Никогда не рассматривала инди как музыку взросления. Мне кажется, что это понятие пришло к нам в 2010-2011 годах. До этого все называлось «роком», а все, что было непонятно как назвать, называли альтернативой. Потом появилось слово «инди», и стало комфортно всем. Стало возможным говорить о таких жанрах, как инди-поп, электро-инди, инди-рок. Оно облегчило общее состояние говорящих. Рок вешал клише и сужал смыслы, альтернатива казалась какой-то жестью, тяжелой музыкой. Как не потеряться в этом? Нужно быть просто собой. Я знаю много зарубежных групп, которые называют себя «инди». Я говорю не только о музыке, но и о тенденциях. Когда я была в Берлине в этом году, увидела простоту в том, что ты можешь быть собой, тебе комфортно быть собой, и при этом тебя адекватно воспринимают. Все разные, но при этом все дружны. Когда-нибудь в музыке состоится такая идеальная штука, утопия, где бы были все мы, интересные по-своему. Кто-то будет писать классные тексты, кто-то там складывать аранжировку к музыке. Все будут разными, и при этом все в этой тусовке будут дружны. Мне бы этого очень хотелось в нашей инди-культуре. К этому мы придем не скоро. Я вижу в металл-тусовке (in sound disease) – они друг друга поддерживают. Я знаю, что у них есть ощущение братства. Когда я общаюсь с этими музыкантами, я понимаю: они более открыты, чем инди-тусовка. Пока наше украинское инди — невзрослое.
У вас вышел альбом, пройдет презентация, потом — концерты. Вы знаете, что будет дальше? У вас есть понимание того, куда дальше будет расти «Гапочка»?
— Я чувствую, я вижу, какой может быть следующий альбом (может, мини-альбом), о чем я его напишу и кому напишу. У меня уже есть идеи…
Пока не можете говорить?
— Просто не хочу говорить вперед. Я могу рассказать, что этой осенью меня попросили написать музыку к спектаклю – інсайд-вистава по мотивам Хвильового «Це НЕромантика». Ксения Онищенко ставила.
Катя, где ее играют?
— Спектакль отыграли в конце сентября. Была постановка в Тростянце, и две постановки в Киеве. К спектаклю надо было написать очень много музыки. Я поняла, что если у тебя есть задача, ты ловишь энергию, ты открыт. Ты можешь постоянно писать музыку. Главное – не зацикливаться на себе, не думать о модных тенденциях и прочем. В этой работе для меня открылось новое – я могу писать. У меня была задача написать пять новых тем за неделю. И я сразу поняла, что у этого может быть будущее. Но на вопросы отвечать сложно: год назад мы говорили: «Этот альбом выйдет весной». Дата переносилась. Теперь я понимаю, что все имеет свой срок созревания, как цветок – пока альбом не расцветет, о нем не стоит говорить. Выйдет альбом – будем слушать.
Будем ждать цветок. В самом начале от тяжелого поп-рока вы свернули с в электроакустику, потом – всерьёз шагнули на территорию электроники. Какие территории музыки вы еще не исследовали, но хотели бы?
— Хаус и техно я для себя еще не открывала. Но кстати, в работе над музыкой к спектаклю, мне нужно было вникнуть в эти стили. Раньше для меня было просто – прийти потанцевать, сейчас все другое, я анализирую звуковое влияние на мозг и на тело человека. Может быть, это было бы интересно. Это была бы уж точно не «Гапочка», а я-диджей, или что-то в таком стиле.
В моей музыке с самого начала есть много напряжения: то, что я чувствую, внутренние драмы, грусть. Может, мне захочется писать что-то более расслабленное и легкое. Мне бы было интересно писать в стиле ретро, много хорошей музыки. Я подустала от своего напряжения. В моем последнем альбоме есть блюзовые интонации, более расслабленное состояние в танцевальной песне «Океан». Я рада, что она такой вышла. Мы и не ожидали, что она выйдет такой. Она нам казалась немного такой — нудноватой – все повторяется. Потом мы добавили перкуссии, народный вокал, я пропела эти штуки. И сейчас у меня эта песня – на повторе. Она меня заряжает. Я понимаю, что это я пою.И мне нравится эта я.
Можете сказать, что «Гапочка» – девичий рок?
— Не знаю. Не мне судить. У меня все не совсем все по-девичьи.
Какие певицы вам нравятся?
— Мне нравится The Kills, The Dead Weather, вокалистка Moloko, мне очень нравится Нина Симон, понятно, Земфира. Бйорк и Florence and the Machine.
Дуэт сложнее, чем группа, или легче?
— Для меня дуэт легче. Мы давно знаем, понимаем и чувствуем друг друга. На концерте в Caribbean мы будем втроем, мы попросили нам помочь басиста одной группы. Это будет лучше выглядеть для большого зала. Словом, в дуэте отлично. До этого, наверное, был поиск своих людей. Часто менялся состав. Люди меняются – это нормально. Они идут то в одну, то в другую сторону. Тут же мы сошлись, мы друзья, мы поддерживаем друг-друга, мы знаем друг о друге все. Мы не пара, а просто — best friends. И я боюсь нарушать эту идиллию.
Над последним альбомом вы работали два года.
— Дольше, почти три года.
Что вообще влияет на скорость написания альбома?
— Если бы я знала. Сначала мы думали играть полным составом, два года ушло на поиски музыкантов и студии. И столько же — на понимание того, что мы вдвоем отлично справляемся. И когда начали это делать, сразу поняли – это оно. Все складывается правильно. На финальной стадии работы с нашим альбомом сгорел компьютер. Но все удалось.
Все пропало?
— Нет, просто заменили деталь. Но три дня были нервы.
Во время Майдана у вас был переломный момент, когда вы могли стать группой, которая пишет остросоциальные песни?
— А я написала тогда такую песню, «Герої».
Но социальные песни никогда не были моей темой. У меня тогда накопилось, я написала песню. Но у меня больше развито лирическое направление.
То есть вы не про манифесты?
– Точно не про манифесты. Да у меня и не получится сделать это честно.
Давайте помечтаем, какой будет группа «Гапочка» через 10 лет?
— Через 10 лет мне будет 42. Я не знаю, чем я буду заниматься в 42 года. На самом деле мне хотелось жить возле моря.
Что вам, музыканту, дают путешествия?
— Мне кажется, что я мало путешествовала. Очень много.
На меня кардинально повлиял Берлин. Моя первая поездка в Берлин совпала с начало работы над песней «Чую» — помню, как Женя мне скинул первые студийные наработки, я слушала их в берлинском метро.
Что еще вас вдохновляет?
— Меня может вдохновить фильм. Кстати, песня «Твій голос» была так написана. Я была дома – в Хмельницком. Родители уехали в Карпаты, я смотрела фильмы. И написала песню на три голоса. Я смотрела «Мужчину и женщину» Клода Лелюша.
Я могу вдохновиться от чужого концерта, книги, общения с человеком, — всего.
Как выглядит рабочий день Кати Гапочки когда она работает над альбомом?
— В студии мы работаем вечерами. У меня есть своя студия, где я преподаю вокал. Утром я встаю, делаю что-то из йоги, пью кофе, иду работать в студию, — сочиняю что-либо, работаю с учениками… Мне важно пройтись по улице, прогуляться где-то в Павловском парке, в Чкаловском парке, возле Золотых, на Львовской площади, потом вернуться в студию, снова работать. Во время работы над альбомом ты сосредотачиваешься на песне, которая у тебя уже примерно есть, но тебе нужно ее доделать.
С песней «Мить» случилась интересная история. Это было относительно недавно, 31 августа, этот год. Был Vertuha Fest. Мы тусили. В пять утра мы разошлись. Я вернулась домой около 7 утра, шла пешком. У меня был словно прорыв. Потом на работе я пела с 10:00 до 14:00. Потом мне надо было сочинять музыку к спектаклю. Я села сочинять. Вдруг я начинаю играть эту мелодию (напевает): «Та да та да» — и написала песню «Мить». Я пою ее, немного сонная, бессознательно. И я ее записала. Через полчаса скинула Жене. Думаю: «Очень сладкая песня, приторная». Через 15 минут Жека перезванивает и говорит: «Я послушал песню. Давай там поменяем гармонию. Еду к тебе. Ты где? Мы запишем ее в альбом». Приезжает через час-два, и первого сентября мы сделали аранжировку. Этой песне всего 3 месяца.
Что вы можете сказать зрителям, которые придут к вам в Carribean?
— Приходите, а мы постараемся подарить вам хорошее настроение.
Текст: Вика Федорина
- Что: презентация альбома-концерт группы «Гапочка»
- Когда: 17 декабря, 19:30
- Где: Caribbean Club Concert Hall, ул. Симона Петлюры, 4