Оперная серенада (serenata) «Марк Антоний и Клеопатра» («Marc’Antonio e Cleopatra», IJH 10) для двух голосов (сопрано и контральто), струнных и basso continuo впервые прозвучит в Киеве. Эта серената — первый успех Иоганна Адольфа Хассе, блестящее, элегантное, щедрое рококо, вещь, написанная в 1725 году в Неаполе по частному заказу, но моментально прославившая автора. 20 мая ее можно будет услышать в Патриаршем соборе Воскресения Христового.
Автор проекта и исполнительница партии Марка Антония Ольга Табулина рассказала Kyiv Daily каково же это, работать с барочным раритетом Хассе в наши дни?
— Увлекательно! Сейчас поясню. Во-первых, как вы правильно заметили это действительно раритет. Й.А. Хассе – один из самых успешных оперных композиторов своего времени, ученик Алессандро Скарлатти и Николо Порпоры, сотрудничавший с ведущими либреттистами и исполнителями, несмотря на свою невероятную успешность и популярность в XVIII веке, в последующие эпохи оказался незаслуженно забытым. Возрождение интереса к его творчеству произошло лишь в XX веке на Западе. У нас же Хассе, к сожалению, практически не исполняется, хотя его музыка великолепна: она красива, разнопланова, виртуозна, стилистически индивидуальна. Несмотря на принадлежность к позднему барокко, в ней отчётливо слышно влияние галантного стиля с его изысканными украшениями, закругленными фразами. Во-вторых, сам жанр серенаты также оказался забытым по историческим причинам. Серенаты или сочинения «по случаю» создавались исключительно по заказам для аристократии и посвящались различным торжественным событиям – именинам, дипломатическим соглашениям, победным походам и прочему. Ну и история любви римского полководца к легендарной царице не может не трогать. Потому крайне увлекательно быть в некотором роде «первопроходцами», «откапывать» интересные факты, изучать партитуру, чувствовать связь времён с барокко и Древним миром. Есть, конечно, некоторые сложности, касающиеся, например, инструментария (мы не можем позволить себе «переобуть» всех музыкантов в аутентичный инструментарий, или хотя бы натянуть всем жильные струны и раздать барочные смычки, а также раздобыть теорбочку). Нам вокалистам тоже не сладко, ведь барочному пению у нас негде учиться. А тут бельканто в чистом виде, техничные арии, перемежающиеся речитативами… Но всё же у нас подобралась классная команда единомышленников, профессионалов, энтузиастов и фанатов. Ирина Вежневец – моя соавтор и организующее звено, «Киевские солисты» – успешный прославленный коллектив, Татьяна Журавель – великолепное сопрано европейского уровня (партию Клеопатры также готовила Анна Твердова, надеюсь у неё будет возможность учавствовать в проекте в будущем), и во главе нас, действительно исторически информированный руководитель, одна из топовых клавесинисток – Наталья Сикорская. Мы все вкладываем душу и усилия в наш проект. Надеемся, что этот раритет также не оставит равнодушным слушателя, как не оставил нас.
Расскажите о вашей партии – она исторически и исполнительски очень интересна.
— Безусловно. Исторический персонаж, сильный полководец, соратник Цезаря, пожертвовавший своими политическими амбициями и карьерой ради любви к прекрасной Клеопатре, тем самым снискал себе дурную славу в истории. Он искренен в своих чувствах к ней и готов ради неё расстаться с жизнью. Интересно, что в премьере 1725 года партию Марка Антония пела контральто Виттория Тези, а Клеопатру сам Фаринелли и всем троим, исполнителям и автору, серената принесла успех и признание. Повторюсь, материал технически сложный, орнаментированный, аффектированный, требует полной технической и эмоциональной концентрации, а также умения импровизации в повторяющихся частях da capo.
Чечилия Бартоли называет контратеноровое пение музыкой страдания, что думаете об этих партиях вы?
— Пение барокко вообще самое эмоциональное на мой взгляд и не только в партиях контратеноров. Ведь сама эпоха характеризуется как вычурная, преувеличенная. Через слово авторы пытались воплотить человеческие эмоции, аффекты, да и сами сюжеты опер, ораторий, в основном драматический триллер, как же тут без страданий? Думаю, Бартоли имела ввиду кастратов. Вот их пение действительно выстраданное. Ведь, как известно, чтобы сохранить красивый чистый детский тембр, эти певцы платили дорогую цену. Мальчиков подвергали жестокой операции, в следствие чего у них нарушался гормональный фон. Есть множество статей, повествующих все подробности самих операций и их последствий, которые негативно сказывались на здоровье таких певцов.
Чьё исполнение Марка Антония вам интересней прочих и почему?
Есть великолепное исполнение серенаты Хассе Византийской академии (Accademia Bizantina) Оттавио Дантоне c Дельфиной Галу (Марк Антоний) и Софи Реннерт (Клеопатра). Прекрасные виртуозные вокалисты, сама трактовка Дантоне, звучание оркестра… Но мне всё же больше всего импонирует Вивика Жено, именно как Марк Антоний. Её голос в этой партии излучает харизму, стойкость и истинное мужество. Ну и конечно, впечатляет техника и импровизации.
- Когда: 20 мая, в 19:30
- Где: Патриарший собор Воскресения Христова УГКЦ, ул. Никольско-Слободская, 5
- Страница мероприятия в Fb
- Билеты: тут.