Раскрывающиеся пейзажи

пейзаж

В датском Селькеборге работает масштабная выставка современного украинского искусства — на ней представлены работы нескольких поколений художников, исследующих поэтику пейзажа — топологию и психогеографию своей уникальной страны, Украины. Об этой выставке Kyiv Daily рассказал украинский художник Сергей Святченко.

В организации этой выставки вам помог ваш прошлый опыт — опыт украинского художника, одного из основателей и участников «Совиарта»?

— Моя репутация, мое творчество, как украинского художника, живущего в Дании более 30 лет, опыт организации и проведения выставок, заложенный «Совиартом» в конце 80-х, где я был одним из основателей и художественным директором, а позже в Дании директором и куратором галереи Senko позволили мне предложить директору Центра Современного искусства Силькеборг Бад  Ибен Фром именно этот проект.

пейзаж

Широкому зрителю в Дании украинское современное искусство неизвестно, поэтому моя задача была попытаться убедить руководство музея в правильности и целесообразности принятия решения о показе этой большой экспозиции.

Любая выставка такого масштаба требует больших финансовых и временных ресурсов, с момента утверждения проекта музеем и до его реализации прошло более двух лет. А в условиях пандемии и коммуникации только по интернету, работа была чрезвычайно сложной и непредсказуемой. Но, благодаря, работе больших профессионалов с датской, с английской и украинской сторон это удалось. Особенная моя благодарность Abramovych Art Agency, Kyiv — Игорю Абрамовичу и Руслану Тимофееву, (Adventures Lab), Danish Art Foundation, Виктории Куликовой за техническую и финансовую поддержку проекта.

пейзаж

Предлагая идею этого проекта я руководствовался прежде всего вот чем:

— В условиях сложной политической ситуации сложившейся вокруг Украины, этой масштабной выставкой можно показать другую ее сторону – показать страну с большой культурной историей. Направить фокус в сторону познания.

— Привлечь внимание широкой датской публики к пониманию искусства в Украине. 

— Показать это искусство через независимый взгляд английского куратора Фэй Доувлинг в сотрудничестве с украинским консультантом Натальей Маценко из Киева и датским директором музея.

— Рискнуть в связи с пандемией и ограничениями провести впервые такой масштабный проект (42 художника) онлайн  и только по переписке в емейлах , обсуждениях и встречах в «зуме».

— Продолжить традиции показа современного украинского искусства в Дании в рамках «культурной дипломатии», заложенные центром «Совиарт» в конце 80-х.

— Приурочить открытие выставки к празднованию в этом году 30-летия Украино-Датских дипломатических отношений.

Раскрывающиеся пейзажи

В выставке участвуют несколько поколений художников, которые работали с темой ландшафта — расскажите о ваших открытиях — новых для вас именах, опыте работы с темой — топологией, исследовании ландшафтов.

— Центр Современного искусства Силькеборг Бад — это в прошлом уникальное курортное место возле озера Орсю, Дания (Ютландия) существовавшее на протяжении более 100 лет, где люди посредством лечебной воды искали возможность для своего психического и физического восстановления. В начале 90-х этот комплекс вместе с парковыми скульптурами был переоборудован в Центр современного искусства, где главной выставочной темой стала природа.   

Поэтому идея выставки была ориентирована на показ украинского пейзажа, украинской природы, ее интересных составляющих, отрефлексированных несколькими поколениями художников. На мой взгляд, было важно показать связи между художниками первых украинских международных выставок, организованных в конце 80-х, тенденциями начала 90-х и сегодняшнего времени. Хотелось отметить, что в некоторых художественных кругах Украины существует мнение, что история современного искусства Украины началась с приходом в Украину фонда Сороса в начале 90-х и в связи с этим активизацией выставочного движения, это ошибка. 

пейзаж

Начало выставочного движения современного искусства в Украине следует связывать с первой выставкой «Киев –Таллинн» в Киевском политехническом институте в 1987 году и с последующей деятельностью Центра современного искусства «Soviart» и рада важных исторических международных выставок украинских художников, проведенных с 1988 по 1990 год.  

Эти выставки впервые показали, что в Украине есть современное искусство, которое можно и нужно показывать, и можно говорить о нем как о феномене. А те художники, которые участвовали в тех первых проектах, составляют сейчас центральную и важную группу в современном искусстве Украины. Я лично рад был увидеть, что куратором были отобраны имена художников таких как Павел Керестей, Александр Животков, Павел Маков, Юрий Соломко, которые участвовали в первой выставке молодых художников Украины в Оденсе в 1989 году, которая называлась «21 взгляд. Молодые современные украинские художники» 

В замечательном эссе о этой выставке известный украинский литератор и поэт Игорь Кручик, писал о молодом художнике Юрии Соломко: «Более радикально настроен к традициям Юрий Соломко с его квазиреализмом. Белая антропоидальная фигура на полотне «Отдых в пути» очень одинока. Она утратила динамику и витальность, и лишь ниспадающая струйка воды за спиной намекает на продолжение бытия в ирреальном, как чернобыльская перспектива пространстве» и продолжает:  «Воплощена предлагаемая выставка Центром современного искусства «Совиарт», первым предприятием подобного толка в СССР, в Украине. «Совиарт» приветствует «студенческие волнения» в искусстве, интегрирует и воплощает самые радикальные проекты и программы в области украинского современного искусства, финансово поддерживает все то что небездарно, пусть спорно. «Совиарт» — это финансовая поддержка фирмы «Ирвус» пущенная бумерангом в оборот перспективных художественных акций. В данную минуту «Совиарт» — это  21 взгляд ….» 

1989 год, как давно это было! 

Вопрос о кураторах выставки — как складывалось ваше сотрудничество?

Мы живем во времена, когда диалог возможен – и английский куратор Фэй Доувлинг и украинский консультант выставки, искусствовед Наташа Маценко, формировались в разных странах и в разное время, но одинаково освещены в области современного искусства, много видели, много знают, их отношения не осложнены политическими структурами. Для них «приоткрывающиеся ландшафты» несут приятные чувства удовлетворения – возможность узнать что-то новое с одной стороны и представить знакомое. Для сотрудничества важны эмпатия и симпатия.  Становясь на место другого всегда узнаешь что-то новое о своем месте. Так Фэй получила возможность открыть для себя многоголосье украинского пейзажа, а Маценко – искать в знакомом пейзаже новое и интересное для других. Возрастной фактор тоже усилил этот процесс.  Принадлежа к одному поколению они должны были найти связь и с поколением своих родителей, открыть новые имена в Украинском искусстве, за творчеством которых мне было сложно наблюдать, работая в Европе, дать незабываемый взгляд на украинское искусство датскому зрителю. 

пейзаж

Что может узнать западный зритель выставки об украинском искусстве на этой выставке?

Многообразием представленного подтверждается многогранность украинского творческого поиска, его истории и тенденций.  Тема пейзажа, как никакая другая, дает возможность искать знакомое в работах незнакомых художников, рождая чувство узнаваемости и тем самым единства. 

Мы с надеждой ждем официального открытия [оно прошло 5-го марта] и еще больше — реакции зрителей.  Запланированное открытие в начале января к сожалению, не состоялось из-за пандемии.

Текст: Вика Федорина

Фото: Сергей Святченко

Підтримайте нас, якщо вважаєте, що робота Дейли важлива для вас

Возможно вам также понравится

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься.