Соло и ансамбли

Радзецкий

17 декабря выйдет LIVE, новый альбом-релиз композитора и гитариста Дмитрия Радзецкого. Что мы услышим?

Дмитрий Радзецкий сам сочиняет музыку, сам  же (или в компании) исполняет ее. В услышанное можно влюбиться с первого прослушивания, потому что во всем этом много души. Этот альбом-двухтомник можно рассматривать как просто ретроспективу и итог,  но и как итог карантину — потому что когда все растерялись и не знали, как «продолжить музыку» — буквально — играть ведь негде, а значит, негде быть услышанным, Радзецкий придумал и вместе с Максимом Коломийцем открыл двери арт-куба «Кора» с еженедельными концертами и разговорами. Эти концерты не дали сдаться музыкантам, приковали к «Коре» слушателей и прокачали разговорный жанр — когда музыка проговаривается ее творцами, приоткрывается в новое измерение. Ну и кроме разговоров концерты «Коры» — это величайшая живая студийка в мире — она искренняя, устать от нее нереально и шоу маст гоу он, а каждый новый гость заслуживает золотого диска.

Дима играет в студии «Коры» и на классической гитаре,  — но так, что временами забываешь вообще, что это гитара, на  расческе, клавишах и всем, что найдет под рукой. Но на альбоме — все же гитары, не классические — 8-ми та 10-ти струнные MIDI Радз-гитары, и это тот случай — когда об альбоме очень интересно говорить, но не менее интересно — слушать. 

Плюс — альбом — не сольник, он состоит из двух частей: Volume 1: Solos и Volume 2: Bands. То есть, это не инструментальный концерт с гитарой вместо ведущего инструмента (безусловно, возможна и такая музыка, ее тоже бывает приятно и интересно слушать). Интереснее, когда композитор пытается раскрыть своеобразие рок-ансамбля, найти гитарам, басу и ударным новые роли, найти новые средства выразительности. Радзецкий использует широкий «рок-инструментарий», прибегает к микрохроматике и необычным темперациям. В его музыки часто используются паттерны, но эти паттерны вплетены в контекст популярной культуры и являются её своеобразной деконструкцией, пересборкой.

Дима, какие гитары тебе еще интересны? Классическая шестиструнная — уже нет?

— Классическая шестиструнная – это мой повседневный инструмент с которым я, по сути, и стал гитаристом. Первый свой официальный сольный альбом я записал на «классике» в 2017 – это был диск нашей «радзецкой» музыки: моей, брата и отца – “Radzetskyi Plays Radzetskyi”. И сейчас я подумываю про еще несколько программ на «классике» – это и наша музыка Радзецких, и синтез ренессансной и современной музыки. Так что об этой гитаре я точно не забыл. А интерес к другим гитарам у меня, как и всегда, довольно большой – из своей базы инструментов, в том или ином проявлении, я использую все: электро-гитара, бас-гитара, слайд-гитара, 8-ми и 10-ти струнные MIDI Радз-гитары, ситар, мандолина, укулеле, акустический бас.

Сколько существует видов гитар?

— По моим подсчетам приблизительно 694 391 936 типов гитар…

На какой ты мечтаешь сыграть?

— Давно «чешутся руки» испробовать гитару Dobro (как у кантри-блюз исполнителей), Danelectro Sitar (симбиоз электро-гитары и ситара, активно используемую Стивом Ваем, Стивом Хоу и Стивом Хаккеттом), и какую-нибудь 10-ти струнную бас-гитару Джона Пола Джонса.

Ты хотел бы поехать в гастрольный тур по гитарным странам (есть ли такие, кстати?) С какой программой бы поехал?

— Гитарные страны – это наверно, в широком смысле, Испания и Латинская Америка. Правда у меня мышление уже давно более композиторское и техническое, нежели гитарное – для меня гитара как инструмент выполнения задач. А задачи изначально эстетические и композиционные. Можно сказать, что моя музыка может звучать везде, где есть чуткое и адекватное ухо. Программы очень часто адаптирую. У меня в репертуаре около двух часов музыки – начиная от минимализма, электро-акустики и заканчивая импровизацией, эмбиентом и джаз-роком. По этому все зависит от локации, аудитории, тематики концерта и т.д.

Со скрипкой даже не очень известный музыкант имеет определенный шанс попасть в Филармонию. А к гитаре есть предвзятое отношение?
— Гитара в наших «широтах» по системе образования осталась все еще как форма «народного инструмента». При этом ее не берут в состав народного оркестра. В итоге имеем единицы толковых солистов. А дальнейший путь солистов на классической гитаре довольно тривиален – при условии высокого уровня возможно участие в мировых конкурсах, либо преподавание частное, в школах, колледжах и вузах. Чаще всего выход – все перечисленное вместе взятое. Это я говорю об академической гитаре. Эстрадники после обучения имеют все шансы играть в гастрольных группах поп-звезд, играть каверы или джазовые стандарты в пабах и клубах. И также преподавать. Считанные гитаристы начинают сольную (или групповую) карьеру. По этому ситуация с перспективами для гитариста в Украине довольно печальна. При огромном их количестве только единицы активно гастролируют, творят свое уникальное и стремятся к развитию и поддержанию этой деятельности.

Что тебе нравится больше, играть на сцене или записывать альбомы? Можешь назвать свое самое яркое гитарное соло?
За последний год, когда я поставил себе четкую цель – не менее четырех концертов в месяц – я понимаю, что именно концерты для меня первостепенная цель. Запись альбома я расцениваю как своеобразную стратегическую цель, как возможность финализировать идеи, которые затем активно буду исполнять на концертах.
Как таковых гитарных соло я использую в концертах не много – такой формат музыки, это сочиненные пьесы. Но есть несколько произведений, где четко отведено место для «пронзительных» соло – так, в одной из последних пьес «Суета сует», я использую максимально стихийное и экспрессивное соло, которое подчеркивает дискомфорт от накопившейся вокруг суеты.

В рок-музыке есть гитаристы-иконы – Джимми Пейдж, Эрик Клэптон. Кого из рок-гитаристов ты поставил бы выше других?
— Обычно, стандартно, все первым ставят Джимми Хендрикса. Я, в какой то мере, тоже так бы сделал – он полностью изменил подход к исполнительству на электро-гитаре. А из своих личных кумиров я выделил бы Аллана Холдсорта, Джона Маклафлина, Джеффа Бека, Роберта Фриппа.

Я прошу тебя описать альбом одним-двумя предложениями — это альбом-подведение итогов, альбом-рубеж, альбом — что?

— Альбом-ретроспектива – тут я подвел черту под всей той музыкой, которую я специально создал для своих 8-ми и 10-ти струнных Радз-гитар.

***

Интересно, каким услышат этот гитарный альбом-ретроспективу через лет сто?  Как красивую и неторопливую музыку, проплывающую перед слушателем ровно сколько надо? Как яростное высказывание?

Підтримайте нас, якщо вважаєте, що робота Дейли важлива для вас

Возможно вам также понравится

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *